Справочник врача 21

Поиск по медицинской литературе


Абдукция шерлок холмс




Томас Себиок и Джин Умикер-Себиок напомнили нам о впечатляющем опыте с абдукцией, проведенном самим Пирсом, когда он на основании бессознательной интуиции обнаружил вора, укравшего его часы во время плавания на пароходе «Бристоль» из Бостона в Нью-Йорк в 1879 году. Пирс вычислил вора, так никогда и не поняв, что за бессознательная индукция стояла за его догадкой. Авторы исследования, касающегося этого случая абдукции, заключают: «Пирс <...> был не в состоянии сознательно определить, кто из официантов на корабле был виноват. Во время коротких бесед с каждым из официантов он старался поддерживать в себе "насколько возможно пассивное, восприимчивое состояние". И только после того, как он заставил себя сделать то, что казалось слепой догадкой, он понял, что в действительности мошенник, не желая того, подал ему какой-то знак и что он воспринял этот выдававший того знак, как он выразился, "себя-несознающим" (unself-conscious) образом и осуществил "различение под поверхностью сознания, различение, не осознанное им в качестве такового, но в действительно подлинное различение"»239. Позже в «Лекциях о прагматизме» Пирс утверждал, что всякое обобщение уже содержится в скрытой форме в перцепции: «...любой элемент обобщения в каждой гипотезе, как бы невероятен и сложен он ни был, уже дан нам в восприятии, я даже готов утверждать, что любая общая форма объединения 240 понятий дана нам в своей основе в восприятии» . Но эти обобщения, в том числе и концептуальные, происходят на подсознательном уровне. Детективная история Пирса показывает, что абдукция может использовать визуальные знаки и приметы, которые невидимы для глаза человека. Эти невидимые знаки вводятся в цепочки мгновенных умозаключений. В конечном счете абдукция всегда нуждается в визуализации и выверяется с помощью зрительных образов. Известно, что Шерлок Холмс был виртуозом индуктивного и абдуктивного мышления. Его метод в целом основывался на абсолютной необходимости в визуализации примет или, вернее, в их переводе в абдуктивные цепочки, которые легко перерастают в повествование. Так, например, после первого обследования места преступления в «Этюде в багровых тонах» (A Study in Scarlet), 239... [стр. 119 ⇒]