Справочник врача 21

Поиск по медицинской литературе


Аберрация близости




Изменение структуры хромосом (аберрации). Изменения структуры хромосом связаны с разрывами хромосом (аберрации) при воздействии на ядро радиации или химических веществ. При эволюционно отлаженный механизм восстановления разорванной хромосомы, в результате чего оторванные куски хромосом (фрагменты) опять воссоединяются с хромосомой. Но это при условии, что фрагмент остается в непосредственной близости с хромосомой, от которой он отделился. Разрыв могут захватывать, как целые хромосомы (период G1), так и хроматиды (периоды S и G2), а разрывы происходят в теломерных участках или в районе центромеры. На одну хромосому может приходиться несколько разрывов. При этом фрагменты ―вставляются‖ в ином порядке. Многие из перестроек хорошо просматриваются под микроскопом (рис. 16.2 и 16.3) в анафазе и телофазе. По частоте аберраций судят о степени воздействия мутагенных факторов на организм. [стр. 199 ⇒]

5. МЕХАНИЗМЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПРОТООНКОГЕНОВ В ОНКОГЕНЫ Протоонкогены, часть из которых представлена в табл. 14.1, превращаются в клеточные онкогены двумя возможными путями. Один из них реализуется через увеличение продукции онкогена, а второй — через мутации в кодирующей последовательности протоонкогенов или транслокации. Увеличение продукции онкогена может происходить в результате инсерционного мутагенеза и амплификации гена. Для некоторых экспериментально индуцированных опухолей было показано, что онкогенные ретровирусы могут внедряться в геном хозяина в непосредственной близости или непосредственно в клеточный онкоген туе, в результате чего последовательность вирусной ДНК, которая называется длинным терминальным повтором, начинает действовать как промотор гена туе, вызывая его избыточную экспрессию. Именно такой механизм, по-видимому, отвечает за развитие лимфомы Беркитта у человека, которая обычно ассоциирует с инфекцией вирусом Эпштейна—Барр. Протоонкогены могут также активироваться при стрессовых для клетки ситуациях, когда начинается амплификация протоонкогена как защитный механизм. При этом число копий протоонкогена может возрасти от нескольких единиц до нескольких сотен на клетку. Такие амплифицированные последовательности Д Н К могут обнаруживаться в опухолевых клетках млекопитающих в виде небольших дополнительных хромосом при далеко зашедшем онкологическом процессе. Амплификация некоторых протоонкогенов (особенно семейства туе) происходит в клетках нейробластомы и мелкоклеточного рака легких. Мутации в протоонкогенах как причина их превращения в онкогены наиболее характерна для семейства генов ras: Ha-ras, Ki-ras и N-ras. Мутации в генах ras встречаются в среднем в 30 % случаев рака, хотя эта частота оказывается сильно зависимой и от типа опухоли и от ее локализации. Мутации в этих генах были обнаружены в еще не малигнизированных клетках, что позволяет предположить, что они могут быть причиной неопластического процесса. Точковые мутации активируют еще один клеточный онкоген — ret, который кодирует рецептор тирозинкиназы. В злокачественных клетках нередко обнаруживают хромосомные аберрации различного типа. До недавнего времени считали, что хромосомные аберрации возникают вторично по отношению к малигнизации клеток. Однако накопилось достаточно большое количество доказательств, что некоторые хромосомные аберрации, особенно транслокации, нередко вовлекают в перестройку участки хромосом, в которых лока372... [стр. 373 ⇒]

В о с х о д я щ а я ф о р м а П . (тип Landry—Guillanin— Barre—Strohl), или острая злокачественная миелополирадикулонейропатия: острое начало; повышенное количество белка и клеток в ликворе; инклюзионно-некротический адреналит; распространение периферических параличей за 2—3 дня с ног на руки и на бульварный отдел мозга; бурное течение, плохой прогноз. Половые, или сексуальные, расстройства — нарушение составляющих детородной функции организма. Д и с ф у н к ц и и : нарушение либидо (лат. libido — влечение) — стремления к половой близости: эрото-, нимфомания, фригидность (лат. frigidus — холодный); импотенция (см.) при отсутствии влечения и эрекции (лат. erigo, erectum — выпрямлять, поднимать), из-за преждевременной эякуляции (лат. ejaculor, ejaculatus sum — выбрасывать, извергать) и неспособности к половому удовлетворению; нарушение течения полового акта (ослабление или отсутствие эрекции, асперматизм или сперматорея, вагинизм, расстройство комплекса сексуальной готовности); нарушение оргазма (греч. orgao — пылать страстью) в виде аноргазмии или приапизма (от имени греческого бога плодородия Приапа) — болезненная и длительная эрекция полового члена. Д е в и а ц и и (лат. deviare — сбиваться с пути), или половые извращения (аберрации, перверсии, парафилии): в отношении объекта (педофилия, геронто-, зоофилия, фетишизм, трансвестизм и др.); по способу реализации (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, прочие); нетипичные (гомосексуализм, транссексуализм, кровосмешение); патологические (импульсивные и прогрессирующие формы). П о л о в ы е р а с с т р о й с т в а у ж е н щ и н : половая холодность (снижение сексуального влечения, вагинальная анестезия, органические изменения в половых органах, невротические установки, заторможенность чувственного компонента при неправильном воспитании); нарушение оргазма (алибидемия, аноргазмия, конституциональная, психогенная, ретардационная или симпатоматическая фригидность); вагинизм (судорожные болезненные сокращения мускулатуры влагалища при попытке к половому акту); генитоалгия (симптомокрмплекс болевых и парестетических ощущений в обл. гениталий при сексуальной дисгармонии партнеров); половые перверсии: аутоэротизм (онанизм, мастурбация, нарциссизм), гомосексуализм, мазохизм, садизм, трансвестизм, фетишизм и др.; климактерические расстройства: невротический, артроневритический, кардиальный, диэнцефальный, вегетативно-сосудистый и другие варианты. П о л о в ы е р а с с т р о й с т в а у Импотенция) климактерического характера:... [стр. 197 ⇒]

Описаны аддукты Д Н К со многими канцерогенными веществами, в том числе, аддукты П А У -Д Н К , бензопирен-Д Н К, аф патоксин-ДНК и др. Генетические методы включают цитогенетические и собственно генетические и характеризуют повреждения генетического аппарата клетки. Чащ е всего исследования производят не в тканях, непосредственно подвергающихся злокачественной трансформации, а в наиболее доступных клетках организм а человека - лимфоциты крови, уротелий или эпителий полости рта, которые б ез особого ущерба можно брать многократно. М аркерам и канцерогенности в цитогенетических исследованиях являются хромосомные нарушения (микроядра, аберрации и т.д.), в генетических - мутации в генах. В цитогенетических тестах оценивается биологический эффект канцерогенов на ранних стадиях канцерогенеза. Недостатком маркеров раннего биологического ответа является их неспецифичность. М аркерам и канцерогенности веществ на более поздних стадиях канцерогенеза являются мутации онкогенов и генов-супрессоров, которые м ожно обнаружить молекулярно-генетическими методами в тканях-м иш енях и других биологических средах. Необходимо указать, что чувствительность биологических методов мониторинга различается и зависит от того, конкретное это соединение или сложная многокомпонентная канцерогенная смесь, от длительности существования маркеров в организме. О днако связь между повышением уровня биомаркеров, индуцируемых в организм е человека генотоксическими канцерогенам и, и риском возникновения рака не вызывает сомнений, хотя количественная оценка этого риска по мониторингу конкретных м аркеров пока невозможна. В тоже время биологический мониторинг уже используется у курильщиков (по уровню аддуктов акрилнитрила в гемоглобине), при лечении онкологических больных цитостатиками, у рабочих, экспонированных к производственным канцерогенам и т.д. Предпринимаются попытки мониторинга индивидуальной чувствительности к канцерогенному воздействию. Эпидемиологические исследования - наиболее ранний способ, применяемый в профилактике опухолей, вызванных хим ическим и канцерогенны м и веществами. Классическим прим ером является установление связи между курением и частотой злокачественны х опухолей легких. О днако имеется определенная ограниченность возм ожностей эпидемиологических исследований, т.к. они позволяют обнаружить повышение частоты онкопатологии у людей под влиянием контактных агентов, по крайней м ере, через 10-15 лет. 5.1.1.3. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО КАНЦЕРОГЕНЕЗА Высокий уровень загрязнени я атмосф ерного воздуха городов и - близость мест проживания к некоторым промышленным предприятиям м огут быть связаны с повышенным риском рака различных локализаций. К канцерогенным вещ ествам , загрязняю щ им воздух, относятся П А У . хром, бензол, формальдегид, асбест и т.д. Основны ми источниками загр язн ени я атмосф ерного воздуха являются предприятия металлургической, коксохим ической, нефтеперерабатывающей и алюминиевой промышленности, а та кж е Т Э Ц и автомобильный транспорт. И хотя процент всех злокачественны х опухолей, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, не превышает 2 % , меры, направленные на дальнейшее сни ж ени е выбросов канцерогенов, вполне оправданны. Очевидно, что наиболее надежны м способом профилактики хим ического кан ц ер о ген е за было бы полное устранение воздействия этих канцерогенны х факторов. Поскольку это невозможно, предлагается целый ком плекс мероприятий по ограничению распространения канцерогенов в атмосф ере. Гигиеническое регламентирование химических канцерогенов. Фактические данные о степени распространенности хим ических канцерогенны х веществ в окруж аю щ ей человека среде убедительно свидетельствуют о нереалистичное™ требования полного устранения этих агентов из сферы обитания людей. В связи с этим появилась необходимость введения лимитирования химических канцерогенов, которое могло бы послужить, по крайней мере, правовой основой для проведения проф илактических мероприятий. [стр. 215 ⇒]

Примерно у 6 % больных мутаций в гене АТМ выявить не удается. В этих случаях были выявлены мутации в другом гене МПЕ11А, который участвует в процессах репарации ДНК и локализован на хромосоме 11 в регионе 11д21 в непосредственной близости от гена АТМ [40]. Клинически атаксия-телеангиэктазия, обусловленные мутациями в гене МНЕ11А, характеризуются более благоприятным течением по сравнению с классической формой этого заболевания [34]. Лимфоциты и культивируемые фибробласты больных с атаксией-телеангиэктазией обладают повышенной чувствительностью к воздействию ионизируюущего излучения, в частности, к рентгеновскому облучению [41]. У больных с синдромом Луи-Бар и у гетерозиготных носителей мутантного гена АТМ в лимфоцитах крови было выявлено значительное повышение уровня рентген-индуцированных хромосомных аберраций [42]. При патолого-анатомическом исследовании при этом заболевании обнаруживают аплазию или гипоплазию вилочковой железы, лимфатических узлов, селезенки, фиброзную дисплазию яичников, дегенерацию полушарий мозжечка, зубчатых ядер, нижних олив, проводников спинного мозга [43, 44]. Постоянными клиническими признаками заболевания являются неврологические нарушения в виде прогрессирующих мозжечковых и присоединяющихся позднее экстрапирамидных расстройств. Синдром Луи-Бар, по-видимому, является самой частой причиной прогрессирующей атаксии у детей раннего возраста. При классическом варианте этого заболевания первые симптомы появляются в возрасте 1-3 лет. Туловищная атаксия пред... [стр. 168 ⇒]

Впрочем, все эти характеристики исчерпывающе представлены в уже упомянутых выше руководствах о «языках» тела. Примечателен в этом смысле подход В. Шутса, дающего «пространственные эквиваленты» отношений и ощущений человека. Так, «приближение», «движение по направлению к» человеку – есть признак «присоединения», а «исключение» выражается «удалением от» него. Признаки «контроля» характеризуются «поднятием себя над», «склонившимся» положением, напротив же, разрешение, данное кому-то склониться над собой, – признак передачи ему «контроля». «Раскрытие рук» – физический эквивалент «открытости». «Складывание рук на груди или вокруг тела» – выражение замкнутости. «Я выражаю открытость, – пишет В. Шутс, – как бы приглашая вас, и выражаю закрытость, держа вас в отдалении. Я выражаю открытость, буквально открываюсь навстречу вам, и я выражаю закрытость, закрывая себя от вас»594. Исследования в социальной психологии наглядно демонстрируют, насколько существенны пространственные отношения контактирующих для их эмоционального состояния. С этой целью было введено понятие «личностное пространство», которое понимается как буферное пространство, которое человек предпочитает сохранить вокруг себя, размер этого пространства кроме прочего (культуральных стереотипов и т. п.) зависит от того, какова степень психологической близости собеседников, что свидетельствует о том, что удаленное положение связано с тревожностью и поиском защиты. В ряде исследований показано, что личностное пространство у разных людей различно, кроме того, описан тест «Вторжение извне», сущность которого состоит в том, что тревожный человек начинает ерзать, отворачиваться, отступать и демонстрировать другие признаки дискомфорта, если приблизиться к нему больше чем на 30 см595. Специфическими жалобами пациентов являются «страх открытых пространств», «страх закрытых пространств», «страх высоты». Кроме очевидной рече-мыслительной насыщенности этих страхов отчетливо выявляется и собственно неадекватная реакция, вызванная соотношением объемов. Так, например, пациентка может испытывать «беспричинный страх» после просмотра киноматериала, содержащего в себе панорамные съемки, или не может смотреть на небо. Частным случаем ослабления фактической перцепции пространства, с заменой ее аберрациями «картины», можно считать... [стр. 252 ⇒]

Рис. 4.20. Аберрантность длительного цикла, связанная с медленной диастолической деполяризацией. А — трансмембранные потенциалы латентного пейсмекера, зарегистрированные в правой ножке пучка Гиса, показывают, каким образом деполяризация в фазу 4 может привести как к аберрантности длительного цикла, так и к аберрации проведения в отсутствие заметных изменений синусового ритма даже в нормальном сердце. Скорость деполяризации в фазу 4 в клетках правой ножки предположительно повышена до уровня, несколько меньшего, чем частота синусового ритма. Такая близость частот позволяет распространяющемуся синусовому импульсу достигнуть клеток ножки пучка в тот момент, когда их диастолический потенциал приближается к уровню порогового потенциала. Этот период (переход фазы 4 в фазу нарастания следующего потенциала действия) характеризуется быстрым увеличением скорости деполяризации и существенным снижением потенциала в течение короткого времени (20 мс). Поэтому даже небольшие изменения времени прихода распространяющегося возбуждения, обусловленные изменениями частоты синусового ритма или скорости деполяризации латентного пейсмекера клетки, будут сопровождаться выраженным различием в величине потенциала в этот момент, что приведет к вариабельности формы ответа и его дальнейшего распространения. Обратите внимание на постепенное уменьшение амплитуды и Vm,, трех ответов (I, 2 и 3), инициированных с возрастающей задержкой (шаг 20 мс), а также на усиливающееся угнетение проведения (определяется по ЭКГ-изменениям QRS). Ответ 1 возникает непосредственно перед появлением порогового потенциала и распространяется нормально. Ответы 2 и 3 характеризуются возрастающей аберрантностью типа... [стр. 118 ⇒]

Достоверный материал для анализа дает нам так называемая историческая эпоха, когда письменные источники освещают историю этносов и их взаимоотношений. Мы вправе, изучив этот раздел темы, применить полученные наблюдения к более ранним эпохам и, путем экстраполяции, восполнить пробелы наших знаний, возникающие на первой стадии изучения. Таким образом, мы избежим аберрации дальности, одной из наиболее частых ошибок исторической критики. За верхнюю дату целесообразно принять начало XIX в., потому что для установления закономерности нам нужны только законченные процессы. Говорить о незаконченных процессах можно лишь в порядке прогнозирования, а для последнего нужно иметь в руках формулу закономерности, ту самую, которую мы ищем. Кроме того, при исследовании явлений XX в. возможна аберрация близости, при которой явления теряют масштабность, как при аберрации дальности. Поэтому мы ограничимся для постановки проблемы эпохой в 3 тыс. лет, с XII в. до н.э. по XIX в. н.э., или. для наглядности, от падения Трои до низложения Наполеона. Для начала мы исследуем наш обильный материал путем синхронистической методики, основываясь на сопоставлении сведений, достоверность которых не вызывает сомнений. Новое, что мы собираемся внести, будет сочетание фактов в предлагаемом нами аспекте. Это необходимо, потому что калейдоскоп дат в различных хронологических таблицах не дает читателю никакого представления о том, что происходило с народами на протяжении их исторической жизни. Предлагаемая методика характерна не столько для гуманитарных, сколько для естественных наук, где установление связей между фактами на основании статистической вероятности и внутренней логики явлений считается единственным путем для построения эмпирического обобщения, которое столь же достоверно, как и наблюденный факт[11]. Эмпирическое обобщение не является ни гипотезой, ни популяризацией, хотя оно строится не на первичном материале (опыте, наблюдении, чтении первоисточника), а на уже собранных к проверенных фактах. Сведение материала в систему и построение концепции есть средняя стадия осмысления проблемы, предшествующая философскому обобщению. Для наших целей нужна именно эта, средняя ступень. Кажется, что чем подробнее и многочисленнее сведения, касающиеся того или иного предмета, тем легче составить о нем исчерпывающее представление. Но так ли это на самом деле? Скорее всего, нет. Излишние, слишком мелкие сведения, не меняющие картины в целом, создают то, что в кибернетике и системологии именуется "шумами", или "помехами". Однако для других целей бывают нужны именно нюансы настроений. Короче говоря, для уяснения природы явлений следует охватывать всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, а не сведения, имеющиеся в арсенале науки. Но что считать "относящимся к вопросу"? Видимо, ответ в разных случаях будет различным. История человечества и биография замечательного человека явления не равновеликие, и закономерности развития в обоих случаях будут разными, а между ними есть сколько угодно градаций. Дело осложняется тем, что любое историческое явление - войну, издание закона, сооружение памятника архитектуры, создание княжества или республики и т.д. - следует... [стр. 19 ⇒]

Тоже тупик! ПОЧЕМУ Я НЕ СОГЛАСЕН С Н. И. КОНРАДОМ Но, может быть, окажется правильным третий путь: взять из каждой концепции рациональное зерно и объединить их, чтобы получить максимальное приближение к цели. Например, предложено выделить переходные эпохи, выводящие из одной формации и подводящие к другой: 1) время перехода от древнего общества к средневековому - эллинизм; 2) время перехода от Средневековья к Новому времени - Ренессанс; 3) время перехода от Нового времени к Новейшему середина XIX в. В качестве индикатора привлекается история литературы: "...каждая (из трех эпох) открывается гениальным литературным произведением, возвестившим ее наступление. О первой возвестил трактат "О граде Бoжиeм" (Августин), о второй - "Божественная комедия", о третьей -"Коммунистический манифест"[2]. Автор новой концепции весьма последователен. Он ищет аналогичные эпохи в развитии культуры внеевропейских стран, которые отнюдь не считает ни неполноценными, ни зависимыми в культурном отношении от Западной Европы. Он пишет: "Переход от древности к Средневековью У китайцев и иранцев также сопровождался революцией умов... тем, что в Китае суммарно называют даосизмом, в Иране - манихейством. Сюда присоединяется и внешний фактор: система идеологии, пришедшая извне. В Китае это был буддизм, в Иране ислам"[3]. Так же прослеживается эпоха "Возрождения" или "Обновления". В Китае это VIII вё в Средней Азии, Азии, Иране и северо-западной Индии - IX в., наконец, в Италии - XIII в[4]. Третья переходная эпоха не освещена, что правильно, ибо она не закончена. Мы выбрали это место из большой книги Н. И. Конрада лишь потому, что здесь идея автора выражена наиболее выпукло и четко. В других очерках Конрад прослеживает не только переходные периоды, но и устойчивые формы социального бытования, которые он называет устоявшимися терминами: Древность, Средневековье, Новое время[5]. Основное направление исторического процесса он видит в укрупнении народов и расширении ареала культуры, одновременно признавая полицентричность генезиса мировой цивилизации и наличие локальных черт в развитии народов[6]. Казалось бы, выход из тупика найден, но присмотримся к принципиальной стороне тезиса, изложенного выше. В концепции Н. И. Конрада бросается в глаза хронологическая несоразмерность переходных эпох. Эпоха эллинизма началась в IV в. до н.э. и действительно совпала с кризисом античного мировоззрения. Н. И. Конрад доводит этот "переходный период" до Августина, т.е. до V в. н.э. Итого - около 900 лет. Эпоха Возрождения в Италии укладывается в 150-200 лет, третья переходная эпоха - в полвека. Невольно напрашивается мысль, что автору довлела аберрация близости, т.е. явления близкие казались ему более значительными, чем явления далекие. Достаточно сравнить эллинизм с Возрождением, чтобы показать, что эти явления несоизмеримы, и даже больше - что ЭТО величины разного порядка. Попробуем пересмотреть проблему заново, не привлекая новых сведений (что будет сделано на своем месте, а ограничиваясь сопоставлением старых, бесспорных данных с новой, оригинальной идеей. Если последняя верна... [стр. 118 ⇒]

Схема этногенеза наглядна и облегчает изучение этнической истории, но только как вспомогательный мнемонический прием. Она относится к историческому повествованию, как каталог библиотеки - к содержанию книгохранилища или старый план Москвы - к нынешнему городу, где сохранены переулки, но заменены дома. Жить-то приходится не в плане, а в городе, хотя наличие плана весьма помогает передвигаться по измененным до неузнаваемости улицам. В отличие от науки об этногенезе этническая история - полифакторное явление. В ней участвуют наряду с географическими и биологическими социально-политические, историко-психологические и культурологические факторы как соучастники многообразных фрагментарных процессов. Исключительное значение пассионарности заключается лишь в том, что она мера потенциальных возможностей конкурирующих этнических систем и потому определяет расстановку сил в данную эпоху, хотя и не детерминирует исхода событий. Но достоинство этнологии как науки о биосферном феномене - этносе состоит в том, что она позволяет множество привходящих факторов свести к небольшому числу поддающихся оценке переменных и превращает неразрешимые для традиционного исторического подхода задачи в элементарные. Ее методика относится к традиционной исторической методике, как алгебра - к арифметике. Она менее трудоемка, а значит, позволяет при равной затрате сил охватить больший регион и более длинную эпоху, что, в свою очередь, дает возможность внести ряд уточнений путем сопоставления далеких фактов, на первый взгляд, не связанных друг с другом. Более того, так же как алгебраическая формула может быть всегда проверена арифметически, так и этнологические выводы могут быть проверены традиционными методами исторической науки. Но этнология отнюдь не замена истории общественной, хотя и использует историю в широком смысле этого слова, историю как "поиск истины". Ведь история, как двуликий Янус, гуманитарна лишь там, где предметом изучения являются творения рук и умов человеческих, т.е. там, где изучаются здания и заводы, древние книги и записи фольклора, феодальные институты и греческие полисы, философские системы и мистические ереси, горшки, топоры и расписные вазы или картины. Вместе с тем употребление этнологической методики необходимо требует сознательного отказа от аберраций дальности и близости и связанных с ними привычных представлений, распространенных настолько, что они сделались обязательными. Обыватель привык считать, что древний человек был настолько бездарнее современных жителей промышленных городов, что лишь постепенно - путем смены десятков поколений - накапливал способности и внедрял изобретения. На этом весьма зыбком основании возникло представление, разделяющееся и учеными, что время, т.е. развитие в прошлом, шло медленнее, чем сейчас, и поэтому палеолит, например, кажется для историков единой эпохой, вроде затянувшейся эпохи Ренессанса. Это - аберрация дальности, такая же, как уверенность ребенка в том, что Солнце - не больше кулака. Однако предки современных полинезийцев, хотя и не имели железных орудий, смогли пересечь Тихий океан на бальсовых плотах в те же сроки, что и Т. Хейердал. Предки майя, не зная современной селекции и генетики, вывели культурный вид хлопчатника, удвоив количество его хромосом, чего нельзя сделать постепенно, а... [стр. 270 ⇒]

Дилетантам кажется, что этническая история - это "жизнь без начала и конца", а калейдоскоп "случайностей" ни в какую схему не укладывается хотя бы уже потому, что разные наблюдатели видят разные стороны любого явления. Да, современники никогда не замечали пассионарного толчка. Все происходящее казалось им естественным, бывшим всегда. Древние римляне триста лет не замечали, что республика сменилась империей, и лишь когда Диоклетиан изменил придворный этикет, обнаружили, что у них - монархия. Таковы последствия аберрации близости, усугубляемые игнорированием параллельных процессов, например истории ландшафта или климата. Последние вообще воспринимаются как нечто постоянное, хотя изменяются иной раз быстрее, чем политические формы власти. Но этнолог, находясь в должном отдалении от сюжета, видит смену "цвета" времени, даже делая поправку на плавность перехода одной эпохи в другую. Однако при этом он отходит от привычного приема - пересказа источников, потому что вместо живых рассказов летописцев он получает цепочки сухих сведений о событиях. Ему предстоит обнаружить логику событий, как палеобиологу или геологу, только иных процессов и в иных временных масштабах. Но ведь это отход от методов гуманитарных наук. Допустимо ли такое нарушение закона, когда речь идет об изучении человека? Да! Не только допустимо, но и необходимо. Принято думать, что гуманитарные науки - это те, которые изучают человека и его деяния, а естественные науки изучают природу: живую, мертвую и косную, т.е. ту, которая никогда не была живой. Таблица 3. Последовательные приближения к предмету при изучении процессов этногенеза Степень приближения... [стр. 271 ⇒]

В XVI-XVII вв. отношение к окружению стало действенным, но как только пассионарность системы снизилась еще, наступило очередное упрощение системы, стершее временную грань. В XIX в. ведущей чертой стереотипа поведения стала элементарная жажда обогащения, своего рода вульгаризованная алчность. Вспомним, что конкистадоры и корсары шли на смертельный риск, причем лишь немногие уцелевшие привозили домой золото, да и то лишь для того, чтобы расшвырять его по кабакам. В XIX в. риска избегали, доходы помещали в банк. Войны гугенотов с лигистами заменялись голосованием в парламенте, а дуэли стали безопасными, ибо прекращались при первой же ране. Войны уже в XVIII в. превратились в политические акции правителей и касались только военных. Стерн совершил свое знаменитое путешествие по Франции в разгар ее войны с Англией; и никому в голову не приходило, что он, писатель и мыслитель, имеет отношение к военным действиям. Даже завоевание Европы Наполеоном встретило народное, т.е. неосознанное, импульсивное сопротивление лишь в "отсталых" странах: Испании и Тироле, где сохранились средневековые традиции. А Россия, где пассионарность системы была высока, одержала в 1812 г. победу, несмотря на троекратный перевес противника в численности войск. Но снижение уровня пассионарности дало небывалые возможности для организации деятельности слабопассионарных и субпассионарных особей. В Европе установились законность и порядок, поддерживаемые обычаем, а не силой. Благодаря достигнутой на этом этапе упорядоченности стали возможными колониальный захват всей Америки, Австралии, Индии, Африки, за исключением Абиссинии, экономическое подчинение Китая, Турции и Персии. Крайне развилась техническая цивилизация, основанная на достижениях науки, а искусство и гуманитарные науки считались необходимой роскошью, на которую было не жаль небольших денег. Короче говоря, на месте исчезнувшего Rax Romana возникла Rax Eurepaica с заокеанскими ее продолжениями, причем причиной расцвета той и другой цивилизации было снижение пассионарности от максимума до оптимума вплоть до того перелома, после которого идет движение к минимуму. На этом мы обрываем наш экскурс, ибо, согласно поставленному в начале исследования условию, мы избегаем аберрации близости, при которой недавние события представляются значительнее давнишних, т.е. нарушается масштабность, без которой любое исследование будет бессмысленным. При этом целесообразно сравнение только величин аналогичных, т.е. суперэтнических систем с суперэтническими системами. Поэтому в процессе изложения концепции мы неоднократно обращались за примерами к Античности и ближневосточному Средневековью, а повторяться нет нужды. Перейдем к подробному описанию фаз этногенеза, которые нами фигурально названы "возрастами этноса". XXXI. Фазы пассионарного подъема и перегрева РОЖДЕНИЕ ЭТНОСА Самым простым вариантом начала этногенеза является возникновение нового... [стр. 288 ⇒]

А последняя - дело истории, но, увы, историки от выполнения своей задачи уклоняются. Последнее не случайно. История, в смысле - наука о событиях в их связи и последовательности, закончила свой накопительный период к концу XVIII в., и тогда же появилась потребность в ее интерпретации, нашедшая завершение в историческом материализме. Однако раскрытие социальной закономерности - прогрессивного развития производительных сил и производственных отношений - осветило только одну сторону многогранного феномена, а соотношение человечества с биосферой осталось в компетенции диалектического материализма. К такому разделению историки не были подготовлены и предались уточнению деталей в сообщениях источников. Однако при этом неизбежно терялись контуры главного объекта этнической истории - дискретного многовекового процесса этногенеза, его начал и концов. А теперь попытаемся ответить на вопрос, который автору приходилось слышать очень часто: "Если закономерности этногенеза лежат в природе и мы не можем их изменять, то нужна ли такая наука? Стоит ли на нее тратить время и силы?" Да, действительно, процессы этногенеза по сравнению с возможностями человека, даже вооруженного могучей техникой, столь грандиозны, что пытаться их корректировать непосредственно - бессмысленно. Но это не значит, что учет оказываемого ими влияния не имеет практического значения, а изучение этнологии - занятие бесперспективное. Ведь никто не считает бесполезной метеорологию - науку о погоде или физику атмосферы на том основании, что человек бессилен прямо воздействовать на такие атмосферные явления, как циклоны или антициклоны! Напротив, эти науки считаются крайне полезными, поскольку влияние глобальных атмосферных процессов на людей и их деятельность чрезвычайно велико. Гораздо важнее в данном случае и то обстоятельство, что влияние погоды для всех очевидно: оно учитывается не только при выборе подходящего времени для пикников, но и при составлении хозяйственных прогнозов. Все сказанное выше о метеорологии и физике атмосферы может быть с полным основанием отнесено и к сейсмографии, и к геоморфологии, и к целому ряду других наук о Земле, предмет которых является внечеловеческим, а практическое значение - никем не подвергается сомнению. Польза этнологии, ее прикладное значение не столь очевидны. И вот почему. Хотя этногенез - тоже статистический природный процесс и последствия его имеют не меньший масштаб, нежели ураган или выброс пепла из вулкана, идет он медленно: от момента пассионарного толчка до полного затухания его инерции проходит свыше тысячи лет. Современников, занятых делами, обманывает аберрация близости, и им кажется, что за время их жизни ничего существенного с этнической системой не произошло. Но это еще полбеды. Хуже то, что научные сотрудники на этой основе принимают этнос за некую постоянную величину, влиянием которой можно пренебречь без последствий. Живучесть подобного взгляда легко объяснима: исторические науки, к... [стр. 385 ⇒]

С.130-134. [14] Лозинский С. Роковая книга средневековья //Монахи Я. Шпренгер и Г. Инсгиторис. Молот ведьм /Пер. с лат. П. Цветкова. М., 1932. С. 31. [15] Эдди Дж. История об исчезнувших солнечных пятнах //Успехи физических наук. 1978. Т. 125. Вып. 2. С. 315-329. Толковый словарь понятий и терминов В 1976 г. автор этой книги писал: "К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции, которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование, но мы, по крайней мере, имеем возможность сделать первичные обобщения". И это было вполне естественно: ведь дать определение - значит свести явление к более простым и очевидным формам, отражающим закономерности его развития. Однако в середине семидесятых годов закономерности этногенеза еще предстояло описать и понять. Такому эмпирическому обобщению и были посвящены три первых выпуска нашей работы. И только теперь, спустя почти десять лет, мы можем дать определения основных терминов и понятий этнологии. Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимо определить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущем недоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. И наконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и уже требует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этом смысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют на окончательность. Аберрация близости - преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. Аберрация дальности - расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности. Аберрация состояния - восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком. Адаптация в этногенезе - приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения. Актуализм - ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность. Аннигиляция - распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум. [стр. 391 ⇒]

В большинстве случаев обнаруживается гипоплазия кистей, проксимальное расположение I пальцев, четырехпальцевые складки иа ладонях, пороки сердца, крипторхизм [Motegi Т. et al., 1985; Schomig-Spingler М.. et al., 1986]. Дети с такой делецией умеренно отстают и в физическом, и в психомоторном развитии. В случаях одновременного наличия атрезии заднепроходного отверстия [Schomig-Spingler М. et al., 1986] возникает вопрос о дифференциальной диагностике с синдромом Баллера — Джерольда, наследуемом по аутосомнио-рецессивному типу. Основными проявлениями этого синдрома являются сочетание краниостеноза, аплазии I пальцев кистей и атрезии аиуса. Пока нельзя дать ответ на вопрос о причинах такой близости этих двух синдромов, и диагноз может быть уверенно установлен лишь при цитогеиетическом исследовании. Синдром делеции короткого плеча хромосомы 9 Все синдромы аутосомных делеции четко подразделяются иа 2 основные группы: синдромы, выделенные еще до применения дифференциальных окрасок хромосом (4р—, 5р—, 13q—, 18р—, 18q—), и синдромы, выделенные лишь с введением таких методов. Из синдромов «второй волны» делеция короткого плеча хромосомы 9 изучена наиболее полно: описано не менее 40 таких больных. Синдром 9 р — несколько отличается от других синдромов делеции в цитогеиетическом отношении: из 36 случаев, по которым можно судить о происхождении аберрации, в 22 имела место спорадическая делеция, в 3 — спорадические траислокаций, а в 11 синдром был связан с перестройкой хромосом (траислокацией) у одного из родителей. Это выше частоты унаследованных форм при других аутосомных делениях. Мальчики и девочки поражаются с равной частотой. Дети с этим синдромом рождаются с обычной массой, но в дальнейшем отстают как в физическом, гак и в умственном развитии (их IQ обычно не более 50). Основными признаками синдрома являются тригоноиефалия (77%) с выступающим лбом, монголоидный разрез глазных щелей (80%), эпикант (55%), плоская спинка иоса (84%), развернутые ноздри (88%), удлиненный фильтр (92%), микроретрогнатия (74%), высокое дугообразное небо (83%), иизко расположенные ушные раковины (88%) с недоразвитием или отсутствием мочек, широкая короткая шея (96%), диетальное стояние сосков (82%), удлиненные пальцы кистей и стоп (82%) с необычно выпуклыми квадратными ногтями (81%). 416... [стр. 417 ⇒]

Хотя клинически в рамках частичных моносомии 18 удается выделить 2 синдрома, 18р— и 18q—, цитогенетичсские характеристики обоих имеют много общего, что позволяет рассматривать их вместе. Б большинстве случаев делеция хромосомы 18 является результатом хромосомной мутации в гаметогенезе одного из родителей, поскольку кариотипы родителей чаще всего оказываются нормальными. В ряде наблюдений имеет место мутация в соматических клетках, о чем свидетельствуют обнаружение у ребенка мозаицизма с наличием и нормального, и аберрантного клона. Б сравнительно редких случаях утрата материала хромосомы 18 (чаще утрата коротких плеч) происходит в ре зультате спорадических транслокаций. Значительно чаще причиной возникновения аберрации у ребенка являются сбалансированные реципрокные транслокации у одного из родителей. Наконец, что более редко, описаны утраты материала хромосомы 18 в результате наличия у одного из родителей инверсий или вставочных транслокаций. Таким образом, цитогенетика частичных моносомии 18 достаточно гетерогенна. Вместе с тем в любом варианте материал коротких плеч всегда утрачивается почти полностью, тогда как при делеции длинного плеча наряду с терминальными делениями возможны и интерстициальные [Schiruel А., 1984]. Дети с обеими формами моносомии рождаются обычно в срок (средняя продолжительность беременности ие отличается от нормы), в то же время масса таких детей обычно несколько ниже нормы. По нашим данным, и при делеции 18р-—, и при делеции 18q— средняя масса детей при рождении около 2800 г. Б среднем возраст родителей при рождении ребенка со спорадической делецией 18q— не отличается от возраста роди тел ей в популяции, тогда как у родителей при делеции короткого плеча хромосомы 18 он значительно повышен. По данным F. Aksii и соавт, (1976), он оставляет 31,2 года для матерей и 35,3 года для отцов, что почти на 5 лет выше среднего возраста при деторождении и примерно соответствует возрасту родителей детей с синдромом Эдвардса. Этот феномен следует объяснить скорее всего тем, что при делеции 18р — «поломки» происходят чаще всего в непосредственной близости от центромеры. Прн всех формах частичной моносомии 18 девочки поражаются чаще, чем мальчики, примерно в соотношении 1,6:1. В этой связи уместно отметить, что при трисомии 18 девочки поражаются также значительно чаще. Очевидно, между хромосомами X и 18 существует какая-то связь, н нарушение функций хромосомы 18 балансируется воздействием Х-хромосом. 425... [стр. 425 ⇒]

И потому исключающие аберрацию близости. Только эти сведения могут лечь в основу исторического синтеза» (99 стр.). Но мы видели, как ученый ХХ века И.П.Петрушевский, написав в своей статье слова: «Подобно большинству своих современников, Рашид-ад-Дин называет тюрками все кочевые скотоводческие народы Азии как тюркоязычные, так и монголоязычные, и многие народности он именует то тюркскими, то монгольскими. Иначе говоря, у нашего автора «тюрки» – термин не столько этнический, сколько социально-бытовой» ( «Рашид-ад-Дин и его исторический труд»), усугубил и без того запутанный вопрос истории. В исторической науке, как правило, древними монголами (протомонголами) называют народ, который создал империю на севере Китая в ІV веке до н.э., который китайцы называли «сюунну», а европейцы «хунну» или «гунны». По определению Рашида ад-Дина, они и есть восточные тюрки – потомки братьев Карахана, после поражения от Огуз-хана ушедшие из Туркестана на восток. Есть несколько версий о появлении хунну (восточных тюрков) на севере Китая. Первые сведения встречаются о хунну в древнекитайской книге «Исторические записи», где описываются сведения, относящиеся к 307 году до н.э.: «В то время Китай был разделен на семь царств, враждующих между собой. Трое из этих царств соприкасались с сюунну». Из этого следует, что до 307 года восточные тюрки смогли построить государство, имеющее обширную территорию. Из имен правителей этого государства в этой книге находим сведения о Тумен шаньюй, который в 214 году до н.э., потерпев поражение от стотысячного войска царства Цинь, вынужден был переместить свой народ на север от Ордоса. Пришедший к власти в 209 году его сын Моде (Маудун) за 10 лет сумел создать великую империю. (Слово «шанью» (правитель хуннов), языковая принадлежность которого оставалась не раскрытой, на самом деле означает по-казахски человека высокомерного (См. «Пояснительный словарь каз. языка», стр. 432. – шәнию, шәниеді). В книге «Исторические записи» китайский летописец пишет, что предками сюунну был человек по имени Шун Вэй и жил он ранее 1000 лет до правления Тумен шаньюй. Бичурин Н.Я пишет: «После того, как была низвергнута династия Ся, сын последнего царя Цзе-куя, умершего в изгнании, Шун Вей с семейством и подданными ушел в северные степи». А у Л. Гумилева в книге... [стр. 59 ⇒]

Нұх пайғамбардан әдейі таратқызып жаздырған» дер едік. Бірақ «мәңгіелдіктерге» қатысты деректерді берген мұсылман емес Болатчинсян, егер өзі бұрын оқыған шежірелерде Нұх туралы жазылмаған болса, өз халқын бөтен діннің пайғамбарынан таратып беруі немесе осылай етіп жазғанға келісуі мүмкін бе? (Құбылай өз ұлысында бұдда дінін енгізгендіктен, хан министрі Болат та сол дінді ұстанса керек). «Жами`ат-Тауарихтың» осы тұсын Рашид ад-дин өзі жазды десек, бірақ ол «Мәңгі ел» орталығында болып көрмеген. Сондықтан Ергене қон туралы Болаттың айтуынан жазғаны анық. Хунну – шығыстағы түрктер Л.Гумилев: «Составление истории народов бесписьменных или с письменностью, не дошедшей до нас, всегда содержат специфические трудности, незнакомые историкам народов, имеющих собственные летописание. Сведения, сообщаемые различными источниками, неравноценны и часто не могут снискать доверия. Причины этого разнообразны: иногда малая осведомленность древнего автора, иногда манера, в которой он подает материал, иногда тенденциозность, так как современник почти всегда является заинтересованной стороной, а иногда наклонность к гипотезам, стоящим на уровне науки VІІ-века. Поэтому более надежны сведения, проверенные исторической критикой и анализом ученых ХІХ-ХХ вв. И потому исключающие аберрацию близости. Только эти сведения могут лечь в основу исторического синтеза», – дейді («Древние тюрки», 99-б.). Осыған орай «баяғы замандарда Оғыз қаған шығыстағы Толы өзеніне дейін қуып тастап, Рашид ад-диннің айтуынша, «мәңгі болыңдар!» (мәңгіріп кетіңдер) деп қарғаған моңғолдардың Шыңғыз хан басшылығымен ХІІІ ғасырда мемлекет құрғанға дейінгі аралықтағы тағдыры қандай болғанын Шыңғыз хан ұрпақтары ықпалымен жазылған еңбектерден ғана емес, кейінгі зерттеушілерден де естіп көрелік. Әрине, Түркстан соңғы бірнеше ғасыр Ресей мен Қытай отары болғандықтан тарихымызды да солар жазып, ал өзіміз де, біз туралы білмек өзге ел тарихшылары да, негізінен, солар жазған тарихты қайталадық. Мәселе айқындалғанша түрлі қате пікірлер көп айтылып, қалыптасқан сол көзқарастардан арылудың өзі қиямет қиын болып отыр. Егер үстем мемлекеттердің зерттеушілері «Жами`ат-Тауарихтағы»: «Түркстаннан шығысқа кеткен түрктер «моңғол» аталды» деген, 1310 жылы жазылған пікірге жете мән бергенде, тарих дәл осылайша... [стр. 63 ⇒]

Изъ этого далѣе непосредственно слѣдовала бы уже необходимость явленій отраженія. Произведенные въ этомъ направленіи опыты до сихъ поръ, однако, не давали результатовъ, и это не удивительно, если принять въ разсчетъ, при какихъ неблагопріятныхъ условіяхъ приходится ставить такіе опыты, въ непосредственной близости земного тѣла, излучающаго громадную для насъ силу тяготѣнія. Мы ймѣемъ здѣсь то же самое, какъ если бы намъ пришлось производить точнѣйшія измѣренія надъ напряженностью свѣта при самомъ яркомъ солнечномъ освѣщеніи. Данныя механики неба, во всякомъ случаѣ, свидѣтельствуютъ съ несомнѣнностью о весьма значительной прозрачности всякой матеріи для лучей тяготѣнія, и потому весьма мало надежды ближе подойти къ рѣшенію этихъ вопросовъ физическимъ путемъ, такъ какъ намъ не удастся получить достаточную тѣнь отъ лучей тяготѣнія, въ которой мы могли бы производить наши опыты. Зато движенія небесныхъ свѣтилъ представляютъ матеріалъ для подобныхъ экспериментовъ въ громадныхъ размѣрахъ. Если мы будемъ продолжать точныя наблюденія надъ движеніями небесныхъ свѣтилъ, опираясь на законъ Ньютона, и констатируемъ затѣмъ безусловныя отклоненія такого рода, какое уже замѣчается, напр., въ движеніи перигелія Меркурія, то намъ удастся изъ наблюденій вывести предполагаемую поправку для формулы Ньютонова закона тяготѣнія. Уже не разъ пытались, напр., Лапласъ, Гринъ (Green), Нейманъ и Зелигеръ вывести новыя формулы, которыя не стояли бы въ противорѣчіи съ астрономическими фактами и въ тоже время устраняли бы указанный выше неточности, къ какимъ приводить строгое примѣненіе формулы Ньютона. Пытались эти формулы сравнить путемъ вычисленій съ остающимися еще отклоненіями въ движеніяхъ перигелія. Матеріалъ для этого даетъ въ наше время прежде всего, громадное изслѣдованіе Ньюкомба о нашей планетной системѣ (см. стр. 608). Но было бы пока преждевременно дѣлать выводы изъ найденныхъ совпаденій. Не рискуя допускать факта, противнаго нашему современному пониманію природы, именно, что тяготѣніе распространяется въ пространствѣ съ безконечной скоростью, и представляя себѣ, что скорость распространенія его близка къ скорости свѣта, мы должны ждать, что въ явленіяхъ тяготѣнія должно проявиться нѣчто аналогичное аберраціи свѣта. На это впервые указалъ Вильгельмъ Веберъ. Именно, если атомные толчки ударяются о движущееся тѣло, то сила ихъ должна измѣняться въ отношеніи, соотвѣтствующемъ извѣстной величинѣ обоихъ дѣйствій. Измѣненіе будетъ тѣмъ значительнѣе, чѣмъ сильнѣе движется тѣло; подобное вліяніе опять таки можетъ раньше другихъ обнаружить Меркурій. Если же скорость распространенія тяготѣнія равна скорости свѣта, то по разсчету необходимая поправка для другихъ планетъ ничтожно мала и незамѣтна для нашего современнаго наблюдательнаго искусства. Въ виду того, что скорость распространенія тяготѣнія экспериментально не обнаружена совсѣмъ, надо разсчитывать, что и въ этомъ вопросѣ дальнѣйшее изслѣдованіе планетныхъ движеній, произведенное съ возможно большею точностью, можетъ повести къ интереснѣйшимъ выводамъ. [стр. 715 ⇒]

Почему дополнительное увеличение необходимо в стоматологии. Любое устройство, которое повышает или улучшает разрешающую способность, является чрезвычайно полезным для точной работы в стоматологии. Реставрация, пародонтология и эндодонтия регулярно требует выполнять процедуры, требующие разрешения далеко за пределы 0.2мм (предел человеческого зрения). Края коронок, скейлинг, разрезы, локализация корневого канала, удаление кариеса, фуркации и закрытие перфораций, установка или удаление поста, пластика костных и мягких тканей только несколько процедур, которые требуют разрешения, выходящее далеко за предел 0,2 мм. Оптические принципы Врачи должны видеть трехмерную структуру во рту у пациента, бинокулярное зрение, или 3-d пространственное восприятие, имеющую решающую роль в достижения точности в стоматологии. Стоматологам понятно, что человеческий рот небольшое пространство для работы, особенно учитывая размер доступных инструментов (например, боры, наконечники) и сравнительно большой размер руки оператора. Делались попытки использовать эндоскопы, которые используются в артроскопии, но эти устройства требуют просмотра на 2-мерном (2D) мониторе, а также ограничения работы в 2D пространстве являются слишком ограниченными, чтобы быть полезным. Некоторые элементы имеют важное значение для изучения в интересах совершенствования клинической визуализации. Такие факторы, как: Стереоскопическое зрение Диапазон увеличения Глубина резкости Разрешающая способность Рабочее расстояние Сферических и хроматических искажений (т.е. аберрации) Эргономика Усталость глаз Усталость головы и шеи Цена Стоматологи могут улучшить свои разрешительные способности без использования каких-либо дополнительных устройств простым перемещением ближе к объекту наблюдения. Это движение выполняется в стоматологии путем поднимания пациента в стоматологическом кресле, чтоб быть ближе к оператору, или оператор изгибается вниз, чтобы быть ближе к пациенту. Этот способ ограничен, однако, наблюдается способность глаза перефокусироваться на уменьшение расстояния. Большинство людей не могут перефокусироваться на расстоянии ближе, чем 10 до 12 см. Кроме того, поскольку расстояние от глаз до объекта (то есть, фокусное расстояние) уменьшается, глаза должны сходиться, вызывая их напряжение. В возрасте наступит момент, когда способность сосредоточиться на более близких расстояниях будет находится под угрозой. Это явление называется старческой дальнозоркостью и вызвано нарушением гибкости хрусталика глаза с возрастом. Хрусталик не может четко воспроизводить четкое изображение близких объектов. Ближайшая точка, где глаз может точно сфокусироваться превышает рабочее расстояние. Так как фокусное расстояние уменьшается, глубина резкости уменьшается. Принимая во внимание проблему неудобной близости лица доктора к пациенту, сближаться с пациентом не является удовлетворительным решением для увеличения разрешающей способности глаза врача. Кроме того, размер обозримого поля и разрешающая способность может быть увеличена с помощью линзы для увеличения, без необходимости изменения положения объекта или оператору. [стр. 3 ⇒]

Источник света и коллектор, образующие вместе осветитель, располагаются, как правило, в стороне от микроскопа, поэтому в ход лучей вводится дополнительное плоское зеркало 4. Если посмотреть на коллектор из плоскости апертурной диафрагмы, куда он проектирует источник света, то отверстие коллектора выглядит как яркий равномерно освещенный круг. Поэтому конденсор устанавливается так, чтобы он проектировал в плоскость препарата отверстие коллектора или, точнее, расположенную в непосредственной близости к коллектору ирисовую диафрагму 3, называемую полевой диафрагмой. Таким образом, эта диафрагма оказывается сопряженной с люком микроскопа, а источник света—с его зрачком. Если вспомнить особенность взаимодействия зрачка и люка, то становится ясно, что описанная система позволяет получить равномерное освещение поля зрения от источника, светящееся тело которого имеет неодинаковую яркость по площади (например, спираль лампы накаливания). Кроме того, необходимо устранить в системе излишний свет, который не участвует в освещении препарата и в образовании его изображения, потому что такой бесполезный свет приводит к уменьшению контраста изображения за счет аберраций системы, рассеяния и вредных рефлексов. Так как одна и та же осветительная система (т. е. конденсор и осветитель) применяется с различными объективами и окулярами, то для устранения бесполезного света необходимо при смене объектива или окуляра: а) апертурнуюдиафрагму, изображение которой при вынутом окуляре видно в плоскости выходного зрачка объектива, открыть так, чтобы ее видимый диаметр был равен диаметру (чаще несколько меньше) зрачка; б) полевую диафрагму осветителя, края которой видны в поле зрения окуляра, открыть лишь настолько, чтобы диаметр ее изображения был равен диаметру поля зрения, ограниченного диафрагмой окуляра. Описанный способ освещения был предложен Кёлером и носит его имя. Способ этот применяется во всех отечественных микроскопах. Как уже было сказано, световые пучки, освещающие препарат, должны полностью заполнять зрачок объектива, т. е. выходная апертура конденсора А к должна быть равна апертуре объектива А или апертурный угол объектива ит должен равняться апертурному углу конденсора итК. В случае иммерсионного объектива для выполнения этого условия между конденсором и препаратом также должна находиться иммерсия. Аналогично формуле (11.19) можно определить, что диаметр апертурной диафрагмы конденсора должен быть равен DK= 2А / к,... [стр. 30 ⇒]

Поэтому в данном издании и делается первая попытка разобраться в том легендарном наследии, которое окружает нас и является безусловно весьма интересным. Мы не сомневаемся в том, что наша книга будет интересна широкому кругу читателей интересующихся историей Отечества и краеведенья. Данная книга содержит лишь небольшую часть собранного и обработанного материала. Продолжение ждите в следующих книгах). В конце 30 годов XX века французский ученый Л. Леви-Брюль утверждал, что миф комбинация коллективной памяти и системы ассоциаций по смежностям. Утверждение, что внимание избирательно, звучит почти как тавтология. Но каковы психологические механизмы этой избирательности, сегодня не знает никто. Еще античные авторы, такие как Гиппократ, Геродот, Полибий, установили, что географическая среда влияет на обычаи, нравы и некоторые общественно-исторические процессы. Климат, ландшафт, электромагнитные поля, распределение загрязняющих веществ - все формирует психологическое восприятие мира человеком. Любое восприятие и осмысление окружающей среды эмоционально окрашено. Если воспринимаемая исследуемая среда достаточно "богата", чтобы подтверждать более чем одну альтернативную точку зрения (в пределе оптимист - видит бублик, пессимист - дырку от бублика), ожидания (определяемые мифосоставляющей сознания) могут повлечь за собой кумулятивный эффект в отношении воспринимаемого. Влияние мифа проявляется в том, что он определяет выбор именно данной информации, тогда как в отсутствие некоторых заранее имеющихся структур, а миф - это последняя обобщающая и заполняющая разрыв в опыте структура, информация вообще не может быть усвоена. Миф работает с такими сложными психологическими составляющими, как "аберрация близости - дальности", когда в рассказах фиксируется либо значительное преувеличение грандиозности недавних событии сравнительно с более ранними, либо невероятное выпячивание далеких событий с их наложением на современность. Миф нарушает и устойчивость "аберрации состояния", когда естественное восприятие наблюдателем динамики долго идущих процессов, воспринимаемых как совокупность статических состоянии, замещается некими провалами и скачками в фиксации окружающего. А. Буровский (4) писал: "Всякое государство и всякий народ неизбежно создает легенды про самого себя. Так получается даже против его собственной воли: события истории истолковываются так, как их бы хотелось увидеть. Желание подтвердить верность своих представлений о мире, своих предрассудков оказывается сильнее фактов. Испорченный телефон исторической памяти отодвигает в тень одно, высвечивает другое, напрочь блокирует память о третьем, придумывает четвертое... Каждый народ творит миф о самом себе, переосмысливая историю в духе, нужном ему на данный момент. При этом подвергаются анализу никакие не исторические факты, а некоторые утверждения или весьма далекие от истины представления". Отличие классического (древнего) мифа от мифа современного есть переход от целостного взгляда на мир, где человек и мир субъективно - объективно едины и существует бинарная оппозиция "хаос - порядок", "сакральное - обыденное", к нарастающей фрагментарности осознания мира и его явлений. С течением времени в обществе меняется само распределение познавательных систем, тем самым миф охватывает не только элементы естественной природы, но и глубинные психические процессы, протекающие в сознании человека. И сегодня действует некий фактор X, какой-то внешний стимул неясной природы, активизирующий мифологический слой мышления. Его воздействие приводит к формированию новых мифологических образов, но последние неизбежно искажаются под влиянием более молодых слоев сознания. Меняется само понятие чудесного, фантастического и невозможного. Например, идея полетов по воздуху или падение камней с неба. [стр. 11 ⇒]

Приложения Словарь терминов Аберрация близости - дальности, состояния - расплывчатость, преувеличение преуменьшение воспринимаемых явлений, событий, процессов человеком. Анализ диахронный - метод анализа исторических событий, основанный на выделении устойчивых иерархических систем, когда историческая последовательность разбивается в ряд циклических процессов различной частоты. Аномальная зона - ограниченное место, где регулярно наблюдаются нарушения действий известных законов природы. Аномальное явление - явление, в представлении наблюдателя выпадающее из-под действия известных наблюдателю законов природы. Быличка (бывальщина) - в русском народном творчестве -короткий устный рассказ о конкретном, будто бы имевшем место невероятном происшествии, связанном с определенной местностью и конкретными (реальными) лицами. Восприятие подпороговое (бессознательное) - психологическое условие, когда информация преодолевает физиологический порог, не достигая порога осознанного восприятия, при этом она, тем не менее, способна порождать ответную реакцию организма. Жигулевские горы - участок гористой местности площадью 1.600 кв. км, ограниченный излучиной реки Волга на севере, востоке и юге, протяженностью 220 км. Максимальная высота горной гряды 360-370 м, ширина гряды 5-7 км. В древности существовала геологическая связь с Сокольими горами на востоке. Иллюзии - ошибки восприятия, связанные с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от реальных объектов окружающего мира. Индифферентный раздражитель - стимул, не вызывающий никакой специфической реакции, пока он не связался с ранее закодированным безусловным стимулом, запускающим определенную психологическую реакцию организма на раздражитель. Индифференция - отрицательное влияние определенных событии на уровень запоминания, до события Преактивная, после Ретроактивная. Легенды - от лат. legenda - буквально то, что следует прочесть. Это сообщение об историческом событии с элементами чудесного, претендующее на достоверность. Мифогенератор - материальный объект (природный или исторический памятник, артефакт) или событие, оказывающее устойчивое воздействие на формирование мировосприятия и поведенческий стереотип определенных групп населения, действующий как краткосрочно, так и на протяжении нескольких поколений. Мифогенератором на Самарской Луке и прилегающей территории является "камень Аусина" (яма Аусина), найден в октябре 1995 г., "Каменная лошадь", "Камень Йубейде-Тяуле"... Миф - это особая конструктивная система образных представлений, с помощью которых человек пытается объяснить различные явления природы и общественной жизни. "Медведицкая гряда" - расположена в юго-восточной части Приволжской возвышенности. В меловой период мезозойской эры эту территорию покрывало глубоководное море. Его наследие - огромное количество холмов, сложенных чистейшим мелом, высотой 200-300 м. В настоящее время район переживает общее поднятие. Современный рельеф определяется руслом реки Медведица, протекающей непосредственно между Доно-Медведицкой грядой (наибольшая высота 358 м) и Медведицкими ярами (247 м). Гряда вытянута с северо-востока на юго-запад и сильно расчленена оврагами и балками. Памятник природы - отдельный (обособленный) объект природы, не имеющий территориальной протяженности: пещеры, причудливые формы рельефа, опорные геологические обнажения, местонахождения остатков ценной в научном отношении фауны и флоры и т.д. (Определяется Ленинским декретом от 16 сентября 1921 г.)... [стр. 65 ⇒]

Приведенное в  данном месте замечание мне представляется уместным в связи с только что обозначенной темой глубинных размолвок Толстого с  женой. Я  думаю, что, не прощая мужу признанных им и  предъявленных к  покаянию грехов молодости, Софья Андреевна обнаружила отсутствие в  себе способности прислушаться к «пульсу» прошлой жизни мужа. Более того, закрепила, по крайней мере в  своей душе, убеждение, что этот пульс не переменился, что он чужд ей и, более того, покаяние не принимается. Очевидно, душевной близости между супругами это не прибавило, но, к пользе русской словесности, явилось дополнительным импульсом для Толстого искать в  мире своих фантазий идеальную любовь. Так в  романе появляется линия Константин Левин — Кити Щербацкая. Высказывая суждение о глубине предпринятого Толстым анализа, В. Набоков в  своей лекции о  писателе, оставляя за скобками оценки Пушкина и  Лермонтова и  выстраивая собственную иерархию классиков русской литературы ХIХ столетия, на первое место ставит Толстого. При этом одним из критериев для создаваемой им «лестницы» он называет присущее толстовскому письму «уникальное равновесие времени», благодаря которому любой читатель любого времени получает ощущение того, что «проза Толстого течет в  такт нашему пульсу, его герои движутся в том же темпе, что прохожие под нашими окнами, пока мы сидим над книгой»1. Это качество романа, однако, не лишает его другого важного свойства  — аберрации времени, проживаемого разными героями. Так, с  одной стороны, например, пары (мужчина и  женщина) движутся быстрее, чем одиночки, а с  другой  — также, к  примеру, есть разница между физическим временем Анны и духовным временем Левина2. Очевидно, что с помощью такого эффекта Толстому подспудно удается создать у нас желаемые им восприятия героев романа. Например, более быстрое движение пары Левин — Кити в стадии супружества усиливает возникающее у  нас чувство гармоничности отношений между ними: у  них все как будто слажено, пригнано, и  их общее движение ничто не тормозит. В то же время одиночка Каренин в  процессе своих переживаний, для усиления вызываемого у читателя тягостного чувства 1 2... [стр. 356 ⇒]

В качестве сравнения использовали аналогичные показатели, полученные в сельской местности и в крупных городах с развитой химической и металлургической промышленностью. Генотоксические эффекты изучали с помощью метода учета хромосомных аберраций в кратковременных культурах лимфоцитов периферической крови. Авторы исследования показали, что проживание в населенных пунктах, специализирующихся на горнодобывающем производстве, не является фактором безусловного токсико-генетического риска. Основной причиной модификации спонтанного уровня аберраций, наиболее высокого в Таштаголе, Мысках и Осинниках, вероятно, следует считать воздействие радиации от золо- и шлакоотвалов, хранилищ отходов и других радиационно-опасных участков [Волков и соавт., 2006]. По данным госсанэпидслужбы, в санитарно-защитных зонах предприятий области проживает более 12 тыс. чел., при этом учтены только предприятия, имеющие проекты организации таких зон. Число жителей, находящихся в непосредственной близости от источников загрязнения, достигает 75 тыс. чел., т. е. каждый 33 городской кемеровец проживает в неблагоприятных экологических условиях. В области проводятся значительные работы по улучшению качества питьевой воды — ведется строительство и реконструкция водопроводных и канализационных сооружений в Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Ленинск-Кузнецком и других городах. [стр. 144 ⇒]

Но спустя какое-то время ему снится сон — и он видит себя во сне преуспевающим бизнесменом, что очень одобряет его отец, чего, увы, никогда не было в жизни; и вот, на этом самом месте его, спящего, во сне вдруг охватывает ужас и чувство близости к самоубийству — и тут он просыпается. Сон потряс его и заставил задуматься, а не ошибался ли он относительно действительного источника своего чувства вины. И тогда ему открылось, что глубинная суть его чувства вины кроется не в неспособности заслужить одобрение отца, а совсем наоборот — в его собственной неудовлетворенности самим собой. Осознаваемое им чувство вины, являющееся проявлением авторитарной совести, безусловно, неподдельно; но за ним кроется гораздо большее чувство вины по отношению к самому себе, о чем он совершенно не подозревал. Причины этой аберрации понять нетрудно: она обеспечивается нормами нашей культуры, согласно которым сознание вины за разочарование отца гораздо более значимо для сына, чем за пренебрежительное отношение к самому себе. Поэтому следующая причина кроется в страхе, что, если человек осознает подлинную причину своей вины, он будет вынужден освободиться от себя, то есть покончить с собой, вместо того чтобы постоянно колебаться между Двумя полюсами — страхом вызвать недовольство отца и попытками удовлетворить его. Другая форма связи авторитарной и гуманистической совести проявляется в том, что, хотя содержание этических норм одно и то же, мотивы для руководства этими нормами могут быть разными. Например, требования «не убий», «не гневайся», «не завидуй», «люби ближнего своего» равно являются нормами в системе как авторитарной, так и гуманистической этики. Можно сказать, что на первоначальной стадии эволюции совести авторитет выдвигал определенные требования, которым затем следовали уже не из подчинения авторитету, а из чувства ответственности перед самим собой. Джулиан Хаксли считает, что авторитарная совесть была необходимым этапом в процессе эволюции человечества, прежде чем разум и свобода достигли такой степени развития, что... [стр. 368 ⇒]

Четверть века спустя после того, как была написана «Охранная грамота» Пастернак вернулся к истории своих взаимоотношений с Маяковским. Но теперь он писал об этом иначе. > …нашу близость преувеличивали. Однажды, во время обострения наших разногласий, у Асеева, где мы с ним объяснялись, он с обычным мрачным юмором так определил наше несходство: «Ну что же. Мы действительно разные. Вы любите молнию в небе, а я — в электрическом утюге». Я не понимал его пропагандистского усердия, внедрения себя и товарищей силою в общественном сознании, компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности… За вычетом предсмертного и бессмертного документа «Во весь голос», позднейший Маяковский, начиная с «Мистерии-буфф», недоступен мне. До меня не доходят эти неуклюже зарифмованные прописи, эта изощренная бессодержательность, эти общие места и избитые истины, изложенные так искусственно, запутанно и неостроумно. Это, на мой взгляд, Маяковский никакой, несуществующий… …В последние годы жизни Маяковского, когда не стало поэзии ничьей, ни его собственной, ни кого бы то ни было другого, когда повесился Есенин, когда, скажем проще, прекратилась литература, потому что ведь и начало «Тихого Дона» было поэзией, и начало деятельности Пильняка и Бабеля, Федина и Всеволода Иванова, в эти годы Асеев, отличный товарищ, умный, талантливый, внутренне свободный и ничем не ослепленный, был ему близким по направлению другом и главною опорою. Я же окончательно отошел от него. Я порвал с Маяковским… (Борис Пастернак. «Люди и положения». Автобиографический очерк) Современники, сохранившие свою влюбленность в Маяковского, восприняли это как предательство. Они говорили (я слышал это от многих), что Пастернак этими своими высказываниями предал не только Маяковского, но и себя. Отказался от своей юношеской любви к Маяковскому, перечеркнул ее, сделал вид, что ее как бы и не было. В сущности, предпринял попытку переписать заново свою собственную жизнь. Особенно негодовал по этому поводу Александр Константинович Гладков. До конца дней сохранивший свою любовь к Пастернаку, он так и не смог простить ему этих его слов о Маяковском. Сохранилось и письменное его высказывание на этот счет, — достаточно ясное и определенное, хоть и не такое резкое, какими были (я хорошо их помню) его устные инвективы: > «Охранная грамота» Б. Пастернака заканчивается замечательными страницами о Маяковском. Он называет поэта близнецом «нашему ломящемуся в века и навсегда принятому в них, небывалому, невозможному государству». Он объясняет черты его характера и его «совершенно особенную» независимость «навыком к состояниям, хотя и подразумевающимся нашим временем, но еще не вошедшим в свою злободневную силу». «Именно у этого новизна времен была климатически в крови. Весь он был странен странностями эпохи, наполовину еще неосуществленными». Великолепно сказано! Именно такого Маяковского мы любили… Но именно этого Маяковского, так отлично понятого им, Б. Пастернак в конце 50-х годов в своей позднейшей автобиографии назвал «никаким», «несуществующим». Какая злосчастная аберрация памяти толкнула его на это, такое мелкое, субъективнейшее и во всех отношениях неверное суждение! Об этом нам когда-нибудь расскажут будущие биографы Пастернака. А для нас эти непонятно раздражительные строчки останутся лишь свидетельством того, что Маяковский жив и сейчас. О великих мертвецах не судят с такой страстью, с такой живой несправедливостью. (Александр Гладков. «Поздние вечера. Воспоминания, статьи, заметки». М., 1986, стр. 277) …В 60-е годы, когда мы обсуждали этот пастернаковский «Автобиографический очерк», я был в числе тех, кто не расстался со своей юношеской влюбленностью в Маяковского. (Не расстался я с ней и поныне.) Но с Александром Константиновичем тогда спорил. Не то чтобы я был совсем согласен с Пастернаком, с его новым взглядом на Маяковского. Но природу этого нового взгляда я понимал. [стр. 53 ⇒]

Л . Г. Получаются уроды. Но пассионарии — тоже в определенном смысле уроды. Им не сидится дома, и вместо того, чтобы наслаждаться уютом, они устремляются в мир, перекраивают его, живут в дискомфортных условиях. Л . Б. Эту особенную силу мне удалось ощутить во время пребывания в Хара-Хорине, древней столице Монголии. Видимо, пассивную энергию сохраняют предметы в храме Эрдэни Дзуу, крепостные стены, ступы, в которых замурованы священные книги, мощи святых, культовые вещи. От самой земли идет эта сила — под ее слоями лежит никем не тронутый древний город. Л . Г. Пусть лежит, целее будет. Л . Б . То же самое говорят и монгольские коллеги. Оттуда, из далекого Хара-Хорина, тянулись нити ко всему миру... Вам приходилось там бывать? Л . Г. Когда был молодым — не пускали, а теперь я и сам бы не смог поехать. Л . Б. Как Вы полагаете, Лев Николаевич, существует ли сейчас пассионарный толчок? Л . Г. Аберрация близости — не менее ста лет. Это то же самое, что рассматривать комнату под микроскопом. Пройдет триста лет, прежде чем станет все понятно. Так же существует и аберрация дальности. Что было в палеолите, мы тоже не знаем. Л . Б. Когда, согласно Вашей теории, были сильные пассионарные взрывы? Л . Г . Сильный толчок был около 1000 года. Он прошел через Маньчжурию, Монголию и выклинился где-то на меридиане Байкала. Последний такой взрыв — начало XIII века. Он дал одновременно Россию, Литву, Османскую Турцию и Эф иопию. Мы не отстали от Европы, мы просто моложе на пятьсот лет. Все это видно на моем графике развития этнокультурных систем Евразии I—IV вв. Монголы в XIII веке испытали подъем, в течение века держались, и затем, в XIV веке, наступил спад. Пассионарный толчок — это негэнтропийный импульс, не слишком сильный, потому что не дает летальных последствий для затронутых им организмов. Мутация! Возникает новый признак, проявляющийся в поведении и обнаруживаемый на популяционном уровне. Это и есть процессы этногенезов 73... [стр. 85 ⇒]

Значительно реже мы встречаем в ископаемом состоянии о с т а т к и осевых органов или незавершивших свое развитие в е г е т а т и в н ы х и репродуктивных с т р у к т у р , захоронение к о т о р ы х п р о исходит вследствие гибели или повреждения о р г а н и з м а . Счастливой случайностью является находка целого организма или х о т я бы важнейших е г о частей в о р г а н и ч е с кой с в я з и . В большинстве же случаев м ы реконструируем о р г а н и з м , исходя из к о с венных доказательств связи между дисперсными о р г а н а м и . Э т и косвенные д о к а з а тельства и догадки не должны влиять на вполне объективную классификационную систему и номенклатуру. Принцип классификации по органам был узаконен Парижским кодексом б о т а н и ч е ской номенклатуры, сформулировавшим определения т а к с о н о в по органам - о р г а н рода и формального рода. Описывая виды, палеоботаник, как и всякий д р у г о й с и с т е м а т и к , должен принять определенную концепцию вида. В настоящей работе нет места даже для с а м о г о схематичного очерка современного положения учения о виде. Но все же автор с ч и тает необходимым х о т я бы в декларативной форме изложить основные п р е д с т а в л е ния, которыми он р у к о в о д с т в у е т с я в своей работе с и с т е м а т и к а . Они сводятся к следующему: биологический вид неадекватен таксономическому виду. Первый п р е д ставляет собой популяцию или совокупность интерградирующих популяций,связанную общим фондом г е н о в и поэтому представляющую собой реальную общность в ряду других реальных биологических общностей: о р г а н и з м - популяция биологический вид - биогеоценоз - биосфера. Т а к с о н о м и ч е с к и й вид, как и другие т а к с о н ы , п р е д ставляет собой общность, установленную с и с т е м а т и к о м на основе реально с у щ е с т вующего с т р у к т у р н о г о с х о д с т в а , отражающего филогенетическую близость о р г а н и з мов. Е г о отличие от д р у г и х т а к с о н о в ( в м е с т е с которыми он составляет ряд: вид - род - семейство и т а к далее) з а к л ю ч а е т с я лишь в более низком р а н г е . П о пуляции, э к о т и п ы , изореагенты и другие экологические и эколого-географические г р у п п ы - это части эволюционирующей системы^ биологического вида, который м о жет совпадать или не совпадать с относительно с т а т и ч н ы м таксономическим видом. А в т о р не видит никаких преимуществ политипической концепции т а к с о н о м и ч е с кого вида перед монотипической, кроме т о г о , ч т о первой присущ более широкий и конструктивный подход к классификации. М н о г и е палеонтологи, как ни странно, активно поддерживают политипическую концепцию, явно не с о о т в е т с т в у ю щ у ю их р е альным возможностям. Т а к а я позиция я в л я е т с я реакцией на опасность крайнего дробления видов в палеонтологии. Однако дробление палеонтологических видов ч а ще в с е г о не имеет ничего общего с проблемой политипического или м о н о т и п и ч е с к о г о вида, так как палеонтологи ч а с т о принимают за разные виды членов одной популяции, различают виды по признакам, которые я в л я ю т с я следствием индивидуальных аберраций. Противодействие т а к о м у видодробительству, безусловно, необходимо и представляет собой достаточно сложную задачу, но ее, повторяем, не следует смешивать с дискуссией об объеме т а к с о н о м и ч е с к о г о вида. Практически в качестве видов в палеоботанике выделяются отчетливо морфологически различимые в составе рода по органам экземпл5фы или г р у п п ы экземпляров, связанные, к р о ме с т р у к т у р н о г о с х о д с т в а , общностью г е о л о г и ч е с к о г о распространения. [стр. 10 ⇒]