Справочник врача 21

Поиск по медицинской литературе


Абстракция искусство дизайна




На другом занятии ученицы любовались лирическими абстракциями, полученными в результате хитроумного использования в живописи такого прозаического материала, как сантехническая пакля. В основе ярких и объёмных пейзажей – несколько красочных слоёв и… кристаллы обычной соли. Реалистичная водная среда получилась благодаря применению полиэтиленовой плёнки, разноцветные рельефные мотивы – сочетанию акварели и водоэмульсионной краски. На вопрос, откуда взялись столь оригинальные идеи, художник и педагог Тамара Гатауллина рассказывает, что большинству приёмов научилась ещё во время учёбы в Тюменской академии культуры и искусств, которую окончила несколько лет назад. Некоторые секреты узнала в Японии, когда ездила туда изучать язык, – побывала в нескольких токийских колледжах и институтах дизайна. Кроме того, примеры новых и интересных методик часто встречаются в книгах и Интернете, говорит молодой педагог. «Задания, предложенные Тамарой, всегда были неожиданными. Иногда смотрела на рисунок, который нужно было воспроизвести в той или иной технике, и возникала мысль: «Это же невыполнимо!» Однако благодаря нашему... [стр. 31 ⇒]

Марина Халус, нейл-дизайнер, серебряный призер отборочного тура Открытого Чемпионата Украины «Стриж-2010», автор-разработчик формы Elite, основатель и творческий руководитель Центра профессионального обучения Elite-PRO, Донецк. Во все времена люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сцены из жизни в картинах, рисунках. Первобытный человек с помощью различных абстрактных линий, кружочков, угольников пытался донести до окружающих свою идею, рассказать о своей жизни, передать информацию. Рассматривая историю и теорию изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что абстракционизм стоит в начале всех направлений изобразительного искусства, и, в какойто мере, присутствует во всех направлениях. Официальное возникновение и развитие абстрактного искусства тесно связано с увлечением метафизическими и утопическими теориями, охватившими литераторов, музыкантов, живописцев в конце XIX — начале XX века. Стремление выразить невыразимое, передать ощущение единства души и материи, Вселенной, космоса потребовало от художников поиска нового, нетрадиционного изобразительного языка. Однако изначально беспредметное творчество существовало в виде орнамента. Понятия абстракции и орнамента в нейларте очень схожи, но главное отличие состоит в том, что абстрактный дизайн — это закон... [стр. 1 ⇒]

Господствующая литературная теория, так называемая «новая критика», хотя и возводила свои истоки к книге Эмпсона «Семь типов амбивалентности» (1935), полностью вступила в свои права только после героической и носящей гораздо более исторический характер критики тридцатых годов. Ключевой современной фигурой в американской литературной публицистике стал Лайонел Триллинг, который определял психологическую и эстетическую цель современности как экспансию комплексности и терпимость к амбивалентности. Психоанализ стал важнейшим критическим подходом и понимался как упражнение в интроспекции и нравственном контроле (Rieff, 1959). В визуальных видах искусства «современное» приравнивалось к абстракции, к бунту против украшения и к минимализму, и все это, как объяснялось, уводит внимание прочь от поверхности и предоставляет возможность заглянуть внутрь себя. Очевидно, что на таком расстоянии современным интеллектуалам, постмодернистам и постпостмодернистам, трудно осознать насыщенные и, в сущности, зачастую облагораживающие оттенки этого интеллектуального и эстетического модернизма, - почти так же трудно, как представителям современности - увидеть красоту и страсть модернистской архитектуры, которую так убедительно передал Николаус Певзнер (1949) в своей определяющей эпоху книге «Пионеры современного дизайна». Описания интеллектуально-эстетического модернизма, предлагаемые современными постмодернистами - от Зигмунта Баумана (1989), Стивена Сейдмана (1991а) и Скотта Лэша (1985) до Дэвида Харви (1989) и Фредрика Джеймисона 534... [стр. 533 ⇒]

Помимо использования для фиксации лунных и календарных нотаций, у таких палочек были и другие виды применения. Аборигены Австралии используют палочки-письма для передачи различной информации, иногда даже сообщая число Лун. На деревянных артефактах аборигенов Северо-Западной Австралии, чурингах, порой можно видеть схематичные карты региона. На первый взгляд эти рисунки походят на образцы местного абстрактного дизайна, но при более тщательном рассмотрении могут оказаться картами главных рек региона и их притоков. В Северо-Западной и Центральной Австралии деревянные чурунги содержат также рисунки астрономических объектов, таких как полеты метеоров, шаровые молнии и кометы. В определенной мере от них отличаются современные рисунки аборигенов на коре дерева, где изображаются созвездия и другие астрономические объекты, а также связанная с ними мифология. В контексте этих древних идей мысли Маршака о лунных нотациях верхнего палеолита уже не кажутся такими необоснованными предположениями. Конечно же использование метода сравнения нынешнего с прошлым еще не доказывает правильность идеи, но приведенные примеры показывают, что осмысленные рисунки неграмотных примитивных людей не ограничиваются каким-либо одним конкретным регионом. Несмотря на это, утверждения Маршака подверглись острой критике с различных направлений, в частности со стороны археологов и антропологов (но не астрономов), специализировавшихся в области нерепрезентативного искусства верхнего палеолита и поэтому считавших себя вправе конструктивно его критиковать. Некоторые оспаривали саму идею о том, что такие насечки представляют собой нотации. Однако в своем исследовании костяной пластины ориньякского периода из Бланшарда с. –27 000 (рис. 4) Маршак заявлял, что различные специалисты, с которыми он обсуждал эти свидетельства, почти все без исключения соглашались с тем, что эти последовательности являются нотациями. Мнения этих специалистов охватывали такие дисциплины, как антропология, этнология, лингвистика, семантика, познавательная психология, неврология мозга и конечно же археология. Одна из подвергшихся резкой критике идей Маршака заключалась в том, что эти пометки на кости были сделаны последовательно одной рукой и в одно время. Также критиковалась и его идея о том, что смежные группы таких пометок были сделаны разными инструментами и должны были обозначать отдельные предметы и отдельные их качества. По мнению Маршака, такое разделение на группы было сделано специально. Еще один подвергшийся суровой критике момент относился к так называемым последовательным микроскопическим пометкам, или «невидимым царапинам», как их назвал один обозреватель, которые Маршаку удалось рассмотреть только под увеличением. В ответ на это последнее критическое замечание Маршак заявил, что сейчас эти кости выцвели и их поверхность частично разрушена, поэтому пометки, которые когда-то были хорошо видны, сейчас невозможно рассмотреть без помощи оптики. Вместе с тем одним из основных аргументов против его интерпретаций является вопрос о том, где, по его мнению, начинается конкретная последовательность отметин и как их считать. По утверждению нескольких критиков его идей, практически любое число может соответствовать какой-нибудь лунной фазе, поскольку подсчет отметин можно начать с любого места, двигаться в любом направлении и принимать довольно произвольные решения по разбивке этих отметок на определенные фазы. Рис. 4: а ) костяная пластина с рисунками из пещеры Бланшард (Дордонье) (на основе фотографии); б ) схематическая репрезентация нотации 2 1/4 лунного месяца, прослеженная на кости из Бланшарда по идее Маршака Маршак особо подчеркивал, что нотации, которые, по его утверждению, он обнаружил на предметах верхнего палеолита, совсем не обязательно могли быть арифметическими абстракциями и, скорее всего, были записями данных о фактических наблюдениях за фазами Луны. По его предположению,... [стр. 11 ⇒]

Что ж, я вернусь… — Нет, нет, не глупи, проходи. Он придержал дверь открытой, чтобы я прошѐл, и как только я переступил порог, меня поприветствовал огромный лев, полностью сделанный из… — Это покрышки? — спросил я. — Конечно. Есть ещѐ больше, но мы держим их сзади, потому что рептилии, кажется, пугают детишек. Верно… — Я ценю то, что ты помог мне это занести, — сказал мужчина, хлопая меня по плечу, когда я поставил табличку. — Мне нужно сделать несколько вещей перед уходом, так что осмотрись и не спеши. Меня зовут Майк. Дай мне знать, если будут какие-то вопросы, или если я могу помочь тебе что-то найти. — Спасибо, Майк. Я не задержусь надолго. Мне не пришлось брести далеко, чтобы найти то, что искал. Целая секция магазина рядом с входом была посвящена художнику, чью работу я видел в «АнаВог». От современных абстрактных настольных скульптур до многопанельной художественной стены, стиль был мгновенно узнаваем, раскрашенный металл с ноткой цвета. Работы были такими красивыми, что я не мог перестать смотреть. — Тебе нравится? — спросил Майк, подходя ко мне сзади через пару минут. — У нас так много заказов на его работы, что мы практически не можем ничего держать в запасе. — Я не удивлѐн. Я увидел одну работу в «АнаВог», и это привело меня сюда. — А, абстракция. Я точно знаю, что ты имеешь в виду. Не хочу показывать пристрастий, но это тоже моя любимая работа. Я провѐл пальцами по прямоугольной работе на стене, и хоть она была ошеломляющей, она была не совсем тем, за чем я пришѐл. — У вас случайно нет никаких таких круглых абстракций? — На самом деле, мы как раз недавно продали последнюю, но давай я ему позвоню, узнаю, есть ли у него что-то ещѐ в запасе, — сказал Майк, заходя за прилавок. — В этом нет необходимости… — О, это совсем не проблема. — Правда, вы не должны… — начал я, но он уже набирал номер. Когда мужчина начал говорить с человеком на другом конце провода, я немного отошѐл, чтобы дать ему пространство. Магазин был полон искусства, не настолько, чтобы казаться захламлѐнным, но, может, это разнообразие дизайна делало всѐ таким необычным. Наряду с ошеломляющей металлической работой, на стенах ещѐ висели картины в рамках, некоторые с акварельными пейзажами, некоторые абстрактные, а другие с линиями человеческих карикатур. Было ещѐ больше животных из переработанных покрышек, похожие на ту, что я видел, когда вошѐл, спрятанные в конце магазина, как он и сказал, и по поверхностям столов были разбросаны духи деревьев из папье-маше. Я бы выбрал слово «многогранный», чтобы описать это место. — Что ж, — сказал Майк, когда повесил трубку, и я пошѐл обратно. — Похоже, сегодня тебе везѐт. Он как раз закончил пару вариаций этих работ на выходных и сказал, что ты можешь заскочить и взять одну. — Заскочить? В смысле… к нему домой? Должно быть, я выглядел таким же ошеломлѐнным, каким себя чувствовал, потому что Майк рассмеялся. 30... [стр. 30 ⇒]

Артемьева, П. П. Исследование перспективных искажений с учетом характера зрительного восприятия / П. П. Артемьева. – М., 1973. Баскакова, И. Л. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов / И. Л. Баскакова. – М., 1988. Гальперин, П. Я. Теория поэтапного формирования умений и навыков / П. Я. Гальперин, Н. Н. Нечаев. – М., 1973. Жилкина, З. В. Довузовское архитектурное образование в России / З. В. Жилкина. – М. : Ладья, 1998. Зимняя, И. А. педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. Колышлев, Ю. Б. Рисунок архитектурных форм и прос транс тва / Ю. Б. Колышлев. – Волгоград, 1997. Короев, Ю. Б. Архитектура и особенности зрительного восприятия / Ю. Б. Короев, М. В. Федоров. – М. : Стройиздат, 1954. Ричард А. Феллуз, Стив Суинделс (Великобритания. Хадерсфилдский университет, отделение дизайна). Взаимосвязь между художественным рисунком, абстракцией и архитектурным чертежом. Международная конференция. – Екатеринбург, 2001. Обухова, Г. Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Г. Г. Обухова. – М. : Сов. Художник, 1959. Тихонов, С. В. Рисунок / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Подрезков. – М. : Стройиздат, 1983. Фомичева, З. И. А. И. Венецианов – педагог / З. И. Фомичева. – М., 1953. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков. – М. : Искусство, 1953. Шадрина, В. В. Общепсихологические основы развития личнос ти / В. В. Шадрина. – Волгоград, 2001. Норлинг Э. Объемный рисунок и перспектива / Э. Норлинг. – М. : ЭКСМО, 2004. Дейнека, А. А. Учись рисовать / А. А. Дейнека. – М. : Изобразительное искусство, 1961. Кудряшов, К. В. Архитектурная графика / К. В. Кудряшов. – М. : Стройиздат, 1990. Зайцев, К. Г. Графика и архитектурное творчество / К. Г. Зайцев. – М. : Стройиздат. Рисунок / Е. И. Прокофьев, З. С. Батраев, А. И. Михайлов и др. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2005. [стр. 81 ⇒]

Это и есть пространственная живопись. Сцены арабской весны и московских протестов. И... уборщица с пылесосом на красной дорожке, игрок в гольф, скрестивший, как на дуэли, свою клюшку с миноискателем солдата, гастарбайтер-дворник – современные информационные потоки преломляются на этих прозрачных «экранах». Образы реальной жизни «мигрируют» в виртуальную реальность, на «пространственное» полотно. Если смотреть на него с разных точек, получается то трехмерное изображение, то чистая абстракция. Игра теней и смыслов. Удачный эксперимент, по мнению автора. Его недавний кураторский проект – выставка «Сопромат» в столичном центре дизайна «Artplay», на которой он собрал ведущих художников России в области современного искусства. О ней также сообщали телевизионщики с «Культуры». [стр. 11 ⇒]

Развитие науки и всех ее сфер непосредственно связано с развитием научного языка, терминологии, понятийного аппарата, на котором только и могут описываться сложные зависимости и закономерности, особенно непосредственно не наблюдаемые в природе, но обозначающие пути и направления для конструирования, создания того, что до сих пор в ней не существовало, например, сложные механизмы, машины и т.п, а также правила и принципы их действия, воздействие друг на друга и т.д. Как проблемы, которые решают различные науки, так и само научное знание, различаются в зависимости от того, относится ли они к сфере естественных, математических, технических или гуманитарных наук. Естественные (химия, физика) — опытные науки оперируют наблюдаемыми (в том числе и с помощью приборов) явлениями. Математические науки оперируют абстракциями, но первоначально выделенными из практической деятельности. Технические науки — создаваемыми человеком реальными конструкциями и их математическими и физическими моделями. Гуманитарные науки, включая педагогические, имеют дело с описаниями фактов, событий и т.п. и обобщениями (закономерностями) на их основе. В настоящее время большинство отраслей научных знаний являются смежными, совмещающими в себе разные научные направления. Кроме того, на базе сугубо научных направлений (теоретическая наука) складывается масса прикладных отраслей знаний, Так, например, есть теория дизайна — теоретическая дисциплина, но есть и прикладной дизайн (парикмахерское искусство, дизайн одежды, технический дизайн и т.п.). Различные области знаний по многим аспектам взаимодействуют с искусством настолько тесно, что трудно определить, к какой сфере человеческой деятельности их отнести. Поэтому также разнообразны и проблемы, которые решаются в этих сферах. Решать их можно только исходя из тех целей, которые стоят перед этими дисциплинами и отраслями знаний. Профессионально-педагогическое образование совмещает в себе, по крайней мере, две области знаний и два возможных направления работы (например, специалист в области дизайна и преподаватель в сфере этой профессии). Каждая из двух специальностей имеет в своей основе свои цели, структуру знаний и, соответственно, те проблемы (научные, прикладные), которые она решает. Так, студент, занимающийся по профилю «профессиональное образование (дизайн)» одновременно проходит подготовку по этим двум специальностям. Его дипломный проект является дизайнерским и, вместе с тем, педагогическим в аспекте раскрытия подходов и методов преподавания дизайна. Обе эти цели ставятся и перед государственными выпускными экзаменами. Однако, если в дипломном проекте студент ставит и решает проектноконструктивную задачу (например, создать проект жилого помещения), то в педагогическом плане его цель — найти (возможно, самому создать, сконструировать) наиболее эффективные методы обучения, чтобы научить будущих студентов создавать такие проекты. Проектно-конструктивные проблемы,... [стр. 40 ⇒]

Краткий глоссарий (словник) терминов в дизайн-образовании Абстракция – это систематическое сведение детализированной визуальной идеи к ее наиболее существенным, распознаваемым мышлением форме и сущности. Агелад (Гагелад) из Аргоса – древнегреческий скульптор, работал в V в. до н. э., воспитал целую плеяду прославленных древнегреческих скульпторов, в том числе Фидия, Мирона и Поликлета. Прославился бронзовыми статуями богов и атлетов. Произведения Агелада не сохранились. Александр Македонский – крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира (356–323 до н. э.). получил разностороннее образование под руководством Аристотеля. Амазонки – в греческой мифологии воинственный народ в Малой Азии и на побережье Миотийского озера (Азовского моря), состоявший будто бы исключительно из женщин. Легенды о народе женщин очень широко распространены во всех частях света. Аммоний (Аммон – Ра) – один из главных богов египетской мифологии. Арт-дизайн – проектирование и изготовление эксклюзивных предметных форм (для интерьеров жилых и офисных помещений, ландшафтных композиций, элементов одежды и т. д.) на основе национальных традиционных и современных культурных форм. Архитектоника (строительное искусство): – архитектурно-художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; – общий эстетический план построения формы, принципиальная взаимосвязь ее частей. Афина (Афина Паллада) – в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесла. Покровительница города Афин. Ей соответствовала римская Минерва. Наиболее известные изображения Афины созданы в V в. до н. э. Это скульптурная группа Афина и Марсий (скульптор Мирон), колоссальные статуи «Афины Парфенос» и «Афины Промахос» на афинском акрополе (скульптор Фидий). Статуи не сохранились. Афродита – в греческой мифологии богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты – классическое воплощение женской красоты: «Афродита Книдская» (около 350 до н. э.) известна в римской копии и «Афродита Милосская» (II в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж). Бальзамирование – пропитывание тканей трупа веществами, препятствующими их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применяли бальзамы (отсюда пошло название). Главная ценностная ориентация дизайн-образования – воспитание проектности, проектного мышления, трансляция обучаемыми методов проектирования. Геродот Галикарнасский – древнегреческий историк, прозванный «отцом истории» (между 490–480 – около 425 до н. э.). автор сочинений, посвященных описанию грекоперсидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и других. Дал первое и систематическое описание жизни скифов. Гомер – легендарный древнегреческий эпический поэт, которому с античных времен приписывают авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. Согласно Геродоту год рождения Гомера – 850 до н. э. Другие считают – 1200 до. э. 92... [стр. 92 ⇒]

Но притом художнику нельзя просто уйти и закрыть за собой дверь, стать голосом хаоса, дикости, звериности, безумия. Художник — он отчасти культурный человек, продукт цивилизации, а отчасти — руки, глаза и голос Вселенной, которая никогда не станет считаться с «человеческими ценностями»12. Это весьма характерная мысль. Ее часто повторяют на разные лады теоретики и практики искусства. Третья позиция есть мечта «двойных агентов». Они хотят забраться на корявую ель Вселенной и притом не уколоть себе чувствительное место, именуемое «человечностью». Искусство вступило в этап острой самокритики. Отмена «красивостей» осуществлялась, как мы видели, разными способами: вызывающими антихудожественными акциями, манипуляциями с вульгарным «массовым вкусом», работой с предметами и субстанциями жизненного окружения. Радикальным методом устранения «художественности» оказались теории и практики так называемого минимализма. МАЙКЛ ХАЙЗЕР Термин «минимализм» употребляется нередко в расширительВОДЯНОЙ ПАУК ном смысле, ибо его прилагают и к музыке Эрика Сати, и к радиЗемляная скульптура кальному авангардному дизайну (даже типа Баухауза). В узком в Государственном парке смысле понятие «минимализм» относится к произведениям Баффало-Рок, штат Иллинойс, и идеям нескольких американских художников 1960–1970-х гоСША дов, среди которых особенно известны Карл Андре, Фрэнк 1983–1985 Стелла, Доналд Джадд, Ева Хессе. Сюжета, темы, персонажей в минимализме вообще не имеется. Язык минимализма требует ограничивать изображение самым минимальным количеством цветов, форм, линий, фактур. Предшественниками минимализма называли кубизм, геометрическую абстракцию Мондриана, а более всего творчество Малевича. Лежащее лежит. Висящее висит. Блестящее блестит. Тяжелое имеет большой вес. Красная линия есть красная линия. Только об этом... [стр. 167 ⇒]

Не отставая от вереницы искусства и творчества, в конце февраля стартовал новый проект Boulevard Art Club - пространство для молодых творческих людей, которые занимаются изобразительным искусством, дизайном и фотографией. В рамках проекта 24 февраля в торгово-офисном центре «Галерея» открылась первая «Выставка нетривиального творчества молодых художников». Выставочные помещения на целую неделю преобразились до неузнаваемости: их стены украсили экстравагантные картины нестандартных форм, граничащих с абстракцией, сюрреализмом и... [стр. 14 ⇒]

Косат остался в истории искусства со своим произведением «Один и три стула», где художественный эффект достигается при одновременной демонстрации стула, его изображения и словарного определения. До 60-х годов концептуальное искусство, еще не имея такого названия, развивалось в творчестве дадаистов. Знаменитый пример, объекты реди-мейд Марселя Дюшана, который, выставив на экспозиции писсуар с названием «Фонтан» открыл путь для дальнейших поисков художников вне традиционного понимания прекрасного. 4. Черты концептуальной композиции: - многозначность; - отсутствие фиксированного смысла, «смысловая пустота»; - эпатаж (не всегда присутствует); - эстетизм (не всегда присутствует); - юмор, ирония, цитаты, пародия (не всегда присутствует). Данные черты делают концептуальную композицию абсолютно постмодернистским феноменом. Не следует путать концептуальную композицию с аллегорией. В аллегории понятное объясняется при помощи понятного. Концептуальная идея не всегда чётко формулируется. 5. Если идея концептуальной композиции настолько абстрактна, что её нельзя сформулировать, то такая композиция представляет собой «дизайн ради дизайна» и является выражением глобального комплексного концепта «Дизайн». К концептуальной композиции близко понятие арт-дизайн. Арт-дизайн, или концептуальный дизайн, - это произведения, не имеющие прямого назначения, создающиеся исключительно как выставочные экспонаты и выражение индивидуальности автора. Вопрос о различии концептуального дизайна и искусства решается просто. Искусство не функционально. Искусство всегда имеет трансцендентное означаемое – глубокий, не всегда формулируемый смысл, дополнительная общечеловеческая ценность. Концептуальный дизайн, в отличие от искусства, функционален. Его назначение – удовлетворять потребность в многозначности, осмысленности. Трансцендентного означаемого у арт-дизайна нет, так как означаемым арт-дизайна является комплексный концепт «Дизайн». Логически следует, что последним, завершающим этапом семиозиса в дизайне может являться абстрактное выражение абстрактного содержания. Примером служит «Черный квадрат» Казимира Малевича, который представляет собой формальное выражение абстрактных философских категорий. Но возвращение к абстракции для искусства и дизайна бесперспективно, что доказала сменившая модернизм эпоха постмодерна. В этом направлении композиция уже изучена на первом этапе, и, таким образом, курс завершен. Вопросы: 1. Что такое концептуальная композиция? 54... [стр. 54 ⇒]

«Угрюмый человек — почти враг.» (А. Аугустинавичюте). Свои переживания AT не склонен кому-либо показывать, считая это признаком слабости. В особенности их нельзя показывать посторонним, поэтому в новой компании аудиал-трейдик может показаться холодным и в этом упорным. Редко проявляет инициативу. Нужно, чтобы общество само обратило на него внимание. Свое истинное настроение обычно демонстрирует только близким. Чем лучше отношение, тем откровеннее эмоции. С врагом скорее будет подчеркнуто вежливым, чем разгневанным. Аудиал-трейдик — не только великий «украшатель», но и мастер по созданию уюта. Он совершенно не может видеть грязь в квартире, его бесит грязный стол. Не обязательно любит готовить, но если делает это, то стремится превзойти самого себя. Из AT получаются очень ответственные, но заметно устающие на работе врачи. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-сциентик, кинето-продактик, кинето-лингвик, тактил-сциентик и визуал-сциентик. Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-социальная, дизайн, искусство (особенно изобразительное и прикладное), арт-бизнес, медицина, социальное обеспечение, дипломатия. Тактил-сциентик (релатик, спонтаник, абстрактик, объективик) (Ю. интровертированный интуитивный мыслительный; А. интуитивно-логический интроверт, Бальзак.) * Весь мир воспринимается тактил-сциентиком через призму понятий времени и динамики. Воображение и предвидение крайне редко его обманывают. Этот тип более других доверяет своей интуиции в общепринятом смысле этого слова. Время он чувствует великолепно и вкладывает в это понятие большой смысл. Внутренним взглядом он охватывает временные интервалы, начинающиеся в глубокой древности и заканчивающиеся в далеком будущем. ТС, пожалуй, самый дальновидный стратег из всех. Только знания, интеллект и влияние слабых функций ограничивают его предвидение и вносят искажения в предсказания. Из самоописания одного ТС: «Цель тактил-сциентика — влиять на динамику окружающего мира, избавляя ее от недостатков, выявленных при изучении исторического развития. При этом ему от природы свойственно воспринимать мир целостно, системно, в развитии. Воздействие на динамику осуществляется через управление и изменение информационных потоков... Но всякий раз, когда нужно сделать что-то конкретное, тактил-сциентик встречается с определенными трудностями, особенно если это конкретное касается его личных отношений». Человек такого типа по натуре философ и теоретик. Привычка мыслить высокими абстракциями приводит иногда к тому, что о самых простых и обыденных вещах он не умеет высказаться, не используя отвлеченных понятий. В приведенной выше цитате, например, молодой человек не может рассказать о себе иначе как в третьем лице. Обращение ТС со временем профессионально; если он не захочет, то ни за что не опоздает. Неумелое обращение других со временем его удивляет, особенно если он редко сталкивался с этим. Удивляют его и суетливость, отсутствие воображения и навыков предвидения. Правительство, как известно, ругают все, но все за разное. Тактил-сциентик — за отсутствие продуманного плана и элементарного умения видеть последствия принимаемых решений. Если вы не хотите поссориться с тактил-сциентиком, не заставляйте его терять время, делать неинтересные для него вещи и растрачивать свои возможности. ТС, пожалуй, наименее обидчив в мелочах, но если уж он обижен, то это надолго. Воображение ТС работает с динамическими моделями. Люди, вещи в его мыслях живут, двигаются, работают, поэтому он сравнительно легко предсказывает их поведение. Отсюда и нередкая любовь тактил-сциентика к моделям и играм. Большинство ТС любит и умеет играть. Чем замысловатей игра, чем лучше модель отражает какие-то стороны жизни, тем она интереснее. Тактилсциентик — поэт игры, мастер игры и ее великий критик, и, как вы сами понимаете, возраст здесь не играет основной роли. Он играет всю жизнь и играет в жизнь; делает это с большим вкусом и... [стр. 73 ⇒]

Такой подход к цветовой выразительности как самодостаточному явлению был поворотным моментом в художественном мышлении ХХ в. и оказал огромное влияние на современное искусство и дизайн. Абстрактный экспрессионизм (неопластицизм) Пит Мондриан. «Композиция с красным, синим и жёлтым» (1930) Пит Мондриан, так же как и Казимир Малевич, стоял у истоков создания геометрической абстракции в искусстве ХХ в. Своё направление этот голландский авангардист назвал неопластицизмом. В своём творческом методе он опирается на иррациональную философию, развивающую идею скрытых таинственных структур, объединяющих разнообразные явления мира. Прежде чем прийти к созданию своего индивидуального метода, Мондриан проходит в своём творчестве этап символизма и кубизма. Основываясь на представлении о мире как единстве, управляемом математическими началами порядка и гармонии, он как бы устанавливает контакт между индивидуальным сознанием и вселенскими ритмами. В ранний период одним из ведущих мотивов его творчества становится тема дерева, предшествующая стадии геометрической абстракции. Дерево в его прочтении символизирует связь между реальным (землёй) и духовным (пространством бесконечного развития), куда оно простирает свои ветви. Сюрреализм Сальвадор Дали. «Постоянство Памяти» (1932) Картина создана Дали в период, когда он был исключён из круга сюрреалистов и говорил: «Сюрреализм — это я». Образами внешнего и внутреннего времени в картине предстают часы в разных состояниях (твёрдые, мягкие, текучие). Фантастические мягкие часы отражают внутреннее время. Появление муравьёв подчёркивает бренность механического времени. Присутствие фантастической фигуры с опущенными ресницами указывает на погружённость в сон, уход из области внешней реальности в стихию бессознательного, где не существует прошлого, настоящего и будущего. Дали подчёркивал, что это автопортретная фигура. Также родными местами художника навеян мистический пейзаж. 171... [стр. 173 ⇒]

И хотя он просил Гропиуса предоставить материал для своего журнала «Де Стиль», но, по его мнению, без строгой дисциплины формы нельзя и пытаться создать единое произведение, включающее в себя все виды проектного и художественного творчества. В течение 1922 г. раз в неделю ван Дусбург читал лекции в Веймаре (частным образом). Его курс состоял из теоретической и практической частей. Первая включала объяснение принципов дизайна группы «Де Стиль». Во второй рассматривались особенности создания единого произведения на основе принципов, свойственных всем видам пластических искусств1. На многих студентов и преподавателей примеры произведений членов группы «Де Стиль», приведенные ван Дусбургом, особенно мебель Ритфелда, произвели сильное впечатление. Принципы неопластицизма, геометрической абстракции в духе Мондриана, ограниченный набор цветов — все это стало доминировать в формальных композициях студентов «Баухауза» как на плоскости, так и в пространстве. Те же прямоугольные бруски, ровные поверхности, локальный цвет, нарочитая угловатость, «колючесть». Йозеф Альберс и Марсель Брейер и позднее оставались верны этому стилевому направлению. Обстановка директорского кабинета Гропиуса была собрана из уникальных объектов дизайна нового стиля. Люстра, составленная из трех люмисцентных трубок, напоминала светильник Ритфелда. На полулежал ковер, сотканный по рисунку Клее. Дизайн полок и шкафов был выполнен самим Гропиусом, а также Брейером и Альберсом. Вся мебель нарочито прямоугольная, деревянная. Кресло и письменный стол также были спроектированы Гропиусом. Летом 1923 г. состоялась выставка «Баухауза» уже под новым девизом: «Искусство и техника: новое единство». Устройство выставки работ студентов было объявлено условием финансирования школы. На Совете мастеров школы (высший орган, созданный для обсуждения учебных и профессионально-творческих вопросов) было решено представить образцовый жилой дом со всем необходимым предметным наполнением. Это был первый пример комплексного проектирования жилища функционального типа. Квадратное в плане здание вмещало спальни, столовую, комнату для занятий, дет1... [стр. 140 ⇒]

Дизайн Помните об основных принципах дизайна нэцкэ: компактность, отсутствие острых граней и тонких выступающих деталей, небольшой размер. Фигурка должна приятно лежать в руке. Конечно, не обязательно строго следовать всем правилам: навряд ли вы собираетесь ежедневно носить вашу нэцкэ на поясе кимоно. Если хотите, нарушайте правила: полиция нэцкэ за вами не придѐт. Главное, всегда помните, что прежде всего нэцкэ — это искусство. Идеальная копия предмета — не всегда достойное произведение искусства. Я видел множество фигурок, точно копирующих изображаемый объект, но при этом абсолютно неудачных. Не бойтесь изменять положение объекта, убирать или добавлять детали, которых нет на картинках, и выстраивать красивую композицию. Мы же не хотим провести всю жизнь за созданием копий. Это хороший вариант для начала обучения, но наша конечная цель — создание оригинальных произведений. Лучшее искусство — это личная интерпретация; абстракция — то, как выглядят вещи в вашем представлении, а не то, как они выглядят в реальном мире. Если хотите заниматься копированием, возможно, вам лучше выбрать в качестве хобби фотографию, а не резьбу нэцкэ. Я разрабатываю большинство моделей на бумаге и в голове. Многие опытные резчики сначала создают глиняные прототипы. В отличие от дерева, от которого вы отрезаете кусочки, при лепке из глины вы добавляете детали — поэтому она простит вам гораздо больше ошибок. Если вы случайно снимете слишком много глины, вы всегда можете прилепить еѐ обратно — с деревом такой номер не пройдѐт. Если вам удобно разрабатывать дизайн в глине, конечно, так и делайте. Для сложных фигурок я обычно делаю два эскиза — спереди и сбоку — в графическом редакторе на своѐм компьютере. Затем я распечатываю их в нескольких вариантах: один увеличенный, чтобы было лучше видно все детали, и несколько распечаток по размеру будущей фигурки. С большой картинкой я сверяюсь в процессе резьбы, а маленькие приклеиваю к заготовке, чтобы лучше представлять первоначальную обработку. Если вы предпочитаете рисовать эскизы от руки, всегда можно воспользоваться копировальным аппаратом. [стр. 32 ⇒]

Лозунг «искусство для искусства». Возражения П.Ж.Прудона и Г.Курбе в трактате «Основы искусства и его социальное значение». Джон Рёскин (1819-1900). «Жизнь без труда - воровство, а труд без искусства - скотство». Сходство взглядов Рёскина с марксизмом: сущность человека - труд, освобождение человека - освобождение его труда. Единство красоты, истины, добра и пользы в искусстве. Два типа красоты: типическая и жизненная. Творчество - врождённый инстинкт. Роль воображения (искусство создаёт «волшебные сказки») и роль правды («ничто не может искупить недостаток правды») в искусстве: попытка совмещения романтизма и реализма. Романтическая антипатия к городу («любовь к природе - лучшее чувство человека»); интерес к пейзажу («патетическая иллюзия»); сближение литературы и живописи. Движение прерафаэлитов. Интерес к прикладному искусству, с помощью которого можно преобразовать жизнь. Утопия общества, основанного на ремесленном труде. Уильям Моррис (1834-1898) - путь от Рёскина к марксизму. Возникновение термина «дизайн». Влияние Рёскина и Морриса на архитектурную утопию (А. ван де Вельде, «Баухауз»). Начало иррационалистического вырождения западной философии. «Философия жизни». Артур Шопенгауэр (1788-1860): мир и музыка - два порождения злой Мировой Воли. Другие искусства отражают мир идей, порождённый Волей. Уход от мира через эстетическое самозабвение. Пессимизм Шопенгауэра, влияние на позднего Вагнера («Тристан и Изольда»). Эдуард фон Гартман (1842-1906): бессознательное - основа мира; красота - редкий момент его самоудовлетворения; творчество - его выражение, направленное на растворение в нём человечества. Фридрих Ницше (1844-1900): борьба воль за власть - суть жизни. «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»: аполлоническое (идиллия) и дионисийское (ужас) искусство. Аполлон - иллюзия гармонии, Дионис - олицетворение всего инстинктивного. Социорасизм Ницше. Дионисийское искусство (трагедия и музыка) - искусство новых господ, открывающее ужас жизни. Критика Гёте и Винкельмана за сведение древнегреческого искусства к аполлоническому началу. Ницшеанство в искусстве: Ф. фон Штук, Р.Штраус. Ницшеанство в искусствознании: В.Воррингер – «Абстракция и вчувствование»(1907): «художественная воля» как космическая сила, осуждение реализма. [стр. 28 ⇒]